Постановления тридентского собора. Решения тридентского собора Решения тридентского собора 1545 1563

23.04.2024

Католики именуют Тридентский собор, начавшийся в 1545 году, Вселенским, хотя на нем не присутствовали представители иных христианских конфессий. Этот церковный форум внес огромный вклад в возрождение католицизма.

Догматы, принятые Собором половину тысячелетия назад, практически без изменений используются католиками и ныне. Поэтому он считается наиважнейшим с того времени, когда протестанты заявили о своем несогласии с Римом и началась Реформация.

Что такое Тридентский собор

XIX Вселенский собор, как он именуется в анналах Западных христиан, вошел в историю как контрреформационный. Он был организован для того, чтобы сдержать наступление протестантов, восстановить пошатнувшиеся позиции Католической церкви, а также института папства.

Происхождение понятия и значение термина

Соборами - в христианской церкви вообще и в католической в частности - называются собрания епископата во главе с предстоятелем, в данном случае Папой Римским, где принимаются решения по различным вопросам церковной жизни.

На подобном собрании:

  • обсуждаются проблемы догматики;
  • выносятся постановления, касающиеся политики церкви;
  • принимаются меры дисциплинарного воздействия на тех или иных священнослужителей.

Собор получил свое наименование по названию города Триента (по-латыни он назывался Tridentum, а ныне именуется Тренто), в монастырском комплексе которого он открылся повелением Папы Павла III 13 декабря 1545 года и там же завершился через 18 лет.

История Тридентского собора

Необходимость созыва такого собрания была продиктована не только и не столько разрешением догматических проблем, возникших в результате «Лютеровой ереси». Вопрос стоял о выживании Церкви в принципе.


Предпосылки собрания

К концу XV века Католическая церковь находилась, казалось бы, на пике своего могущества. В ее руках, за счет десятины и продажи индульгенций, были сосредоточены огромные богатства. На фоне обнищания большинства верующих пышность, сопровождавшая жизнь священников, не шла на пользу Церкви.

Простые христиане, посещая храмы, не могли понять смысла богослужения, которое велось на латыни. Нужно сказать, что и многие священники не знали этого языка, просто заучивая наизусть литургические тексты.

Это понимали их прихожане, в глазах которых авторитет священников неуклонно падал.

Окончательно же он пошатнулся, когда в продажу начали массово поступать знаменитые «индульгенции», купив которые можно было освободиться от любого, даже самого тяжкого греха. К примеру, знаменитый Балтазар Косса, будучи на папском престоле, убийство матери или отца оценивал в 1 дукат, убийство жены стоило в два раза дороже, а тот, кто зарезал священника, мог избавиться от вечных мук за 4-10 дукатов в зависимости от сана убиенного.

Предтечами реформации, то есть церковного раскола, вызванного недовольством большого числа верующих политикой Рима, были писатели-гуманисты.

Среди них:

  1. Эразм Роттердамский, создавший памфлет «Похвала глупости», обличал в нем пороки служителей церкви.
  2. Немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен, будучи сторонником объединения расколотой на отдельные княжества Германии, обвинял папские власти в противодействии этому объединению.

Несомненно, труды гуманистов читал и Лютер, и недаром именно Германия стала колыбелью Реформации.


Опасность церковного раскола, поддержанного многими светскими правителями, заставила Рим начать подготовку к переговорам с лидерами «схизматиков». Сперва планировалось провести заседание специально созданного совета с участием понтифика и самых влиятельных деятелей Реформации. Речи о собрании, призванном расставить точки над " і" в тянувшемся уже несколько лет конфликте, не шло. Но и дискуссия не состоялась.

Будучи человеком религиозным, искренне веруя во Христа, Лютер восстал не против христианства, а против церковных канонов.

Он выдвинул всем понятные требования:

  • разрешить священникам жениться;
  • прекратить продажу индульгенций;
  • не поклоняться иконам и скульптурам Христа и святых;
  • признать Библию единственным источником веры.

Понятно, что Рим не мог пойти на столь беспрецедентные изменения столетиями неизменных канонов. Выразителем интересов Папского престола послужил католический монарх, император Священной Римской империи Карл V, который созвал в Вормсе в 1521 году рейхстаг, куда вызвал Лютера.

На заседании лидеру Реформации предложили отречься от своей ереси, тот отказался и после неудавшегося покушения на него вынужден был скрываться в замках поддерживавших Реформацию аристократов. Впрочем, раскол это не остановило, и когда Карл V потребовал от всех подданных Империи вернуться в лоно Католической церкви, 5 германских княжеств и 14 вольных городов выразили решительный протест.

Отсюда и пошло обозначение отколовшихся от Рима – «протестанты».

Реформация потрясла Церковь и вынудила ее принять ответные меры. Вновь запылали костры, на которых сжигали уже не ведьм, а протестантов. Был создан «индекс запрещенных книг», куда орден иезуитов, на который были возложены обязанности главного цензора, вносил подлежащие уничтожению антиклерикальные произведения. Одна за другой появлялись папские буллы, направленные против еретиков. Началась Контрреформация.

Однако многие оставшиеся верными Риму христиане надеялись, что ситуацию можно урегулировать. В числе таких оптимистов были и некоторые иерархи, настаивавшие на примирении, для которого нужно было сделать шаг навстречу протестантам и провести реформу Церкви. Эти епископы и кардиналы вкупе со многими монархами Европы настояли на проведении полномасштабного собрания, хотя Папа Павел III был против.


Исторические события

Тридентский собор 1545–1563 годов начался весьма неудачно.

На церемонии открытия присутствовало всего 10 епископов, не намного больше участвовало и в первых заседаниях. Такой демарш иерархов был вызван спорами между Папой, императором и королем Франции о месте проведения Собора. Если Карл V настаивал на выборе города в границах Священной Римской империи, а французский король приглашал Папу в Авиньон, бывший в свое время местом так называемого «авиньонского пленения» римских понтификов, то Папа желал провести собрание в Италии.

Компромиссным вариантом стал Триент, располагавшийся на границе империи, Франции и Италии.

Споры вызвала и повестка дня. Понтифик настаивал на обсуждении спорных догматов, император же хотел ограничиться рассмотрением только дисциплинарных вопросов. Кроме того, в среде иерархов вновь разгорелся старый конфликт вокруг вопроса, кому принадлежит верховная власть в Церкви. Часть епископов настаивала на верховенстве Собора, другие утверждали, что слово Папы является законом, а Собор – лишь совещательный орган. Да и некоторые светские государи Европы были настроены негативно. Все это и помешало большинству иерархов прибыть на собрание вовремя.

В результате долгих интриг победу одержал Папа Павел III. Благодаря тому, что в первые дни на Соборе его сторонники имели подавляющее большинство, трое назначенных Папой легатов по очереди председательствовали на заседаниях, получив исключительное право предлагать вопросы для обсуждения.

Они полностью контролировали организацию собрания, и благодаря этому было отменено принятое больше ста лет назад в Констанце решение о голосовании по национальному признаку.

Такое голосование давало преимущество европейским монархам, державшим в своих руках национальные фракции. Индивидуальное же голосование предполагалось сделать тайным, что позволяло иерархам без оглядки на князей, королей и императора принять сторону Папы.


Сама работа собрания, на которое прибыло достаточное для кворума количество корифеев Церкви, была организована следующим образом. Легаты Папы вносили вопрос в повестку дня, затем они обсуждались учеными-теологами и знатоками канонического права. По результатам обсуждения готовился и выносился на рассмотрение епископов документ с изложением различных мнений. Окончательное решение принимали полномочные участники собрания.

Собор , продолжавшийся 18 лет, разделился три этапа. Во время двух первых этапов иерархи занимались только опровержением тезисов протестантства, а третий был посвящен разработке программы реформы Церкви.

За три года руководства Собором Павлом III, с 1545 по 1547 (в 1548 году заседания происходили в Болонье), ни один декрет окончательно сформулирован не был. Тем не менее принятые впоследствии решения были основаны на результатах прошедших в этот период дискуссий о евхаристии и индульгенциях.

В церковной и гражданской юриспруденции стало основополагающим признание недействительными браков, заключенных в отсутствии свидетелей, даже при обоюдном согласии вступающих в брак.

Второй этап, проходивший в Триденте при понтификате Юлия III с 1551 по 1552 год, ознаменовался конфликтом между протестантом Морицем Саксонским и католическим императором.

В результате этого противостояния стали невозможными непосредственные контакты с лидерами Реформации, способствующие общим усилиям во имя соединения церквей.

Что касается канонических документов, то на этом этапе Тридентского собора были приняты:

  • правила евхаристии;
  • исповеди;
  • причащения больных;
  • определены права и обязанности епископов.

Папе Пию IV, при понтификате которого Собор проходил с 1562 по 1563 год, удалось преодолеть острейший кризис. Практически все германские княжества обратились в протестантство, их духовные и светские владыки категорически отказались от участия в Соборе, который был близок к коллапсу. Тем не менее роспуск Собора удалось предотвратить. Мало того, усилиями Папы, князей Церкви и представителей светских монархов на нем приняли решения и определили программу действий, позволившую предотвратить гибель Католической церкви.

На решения Собора повлиял и состоявшийся в 1484 году Константинопольский собор, отменивший заключенную ранее Флорентийскую унию между Православной и Католической церквями.


Основные решения

По окончанию Тридентского Собора верховная власть Папы уже не подвергалась сомнению. Окончательно сформировалась Римская Католическая церковь, принявшая характер монолитной транснациональной и надгосударственной организации, обладавшей единым центром. Этим центром стал Папа, непогрешимый в вопросах веры.

Собор, проходивший во время глубочайшего кризиса католицизма, смог впервые за многие столетия сформировать на основе Библии идеологический фундамент Западного христианства.

Утверждение фундаментальных догматов католицизма, в первую очередь Credo, или Символа веры, запрет мирянам толкования Писания, повеление всем духовным лицам и преподавателям католических университетов принять присягу Тридентскому исповеданию веры способствовали созданию религиозно-идеологической структуры, в основе которой лежала не просто вероучительная, а политическая составляющая.

Для очищения Церкви от ереси, искоренения злоупотреблений и пороков, которым были подвержены ее служители, укрепления внутрицерковной дисциплины и освобождения от влияния светских монархов были приняты постановления о епископате и монашестве.

Они гласили:

  1. Отныне во епископы должны были назначаться только те, кто хотя бы полгода служил в качестве священника, обладать степенью доктора или магистра богословия и не меньше года жить в своей епархии.
  2. Епископам было предписано прекратить жить в блуде, носить скромный костюм и отказаться от участия в увеселениях светского общества.
  3. Монашествующим запрещалось владеть имуществом, настоятелей монастырей предписывалось избирать только тайным голосованием, а в женские монастыри можно было принимать только совершеннолетних девушек.

К репрессивным решениям Собора можно отнести указ о создании «Индекса запрещенных книг», инициированного официально утвержденным тогда же Орденом иезуитов. Эта духовная организация, созданная Игнатием Лайолой, носила характер мощной охранной структуры, деятельность которой была направлена не столько на распространение католического вероучения, сколько на борьбу с его противниками.


Итоги и последствия

Основные решения Собора вызвали начало непримиримой борьбы с ересями, упорядочения церковного служения, укрепления дисциплины духовенства, а также введения жесткого контроля над религиозной жизнью прихожан.

Итоги Тридентского собора привели к укреплению абсолютной власти Папы.

Его основные решения усилили взаимодействия между папством и католическими монархами Европы, а Пий IV, в понтификат которого завершился Собор, уже отказался от превалирования церкви над светской властью.

Тридентское исповедание, обязательное для всех католиков, нужно было подтвердить перед алтарем всем епископам и генералам монашеских орденов.

Собор, объявивший войну протестантизму, спровоцировал религиозные конфликты во Франции, Англии и Нидерландах, а также самое жестокое религиозное противостояние 1618—1648 годов в Германии.

Несмотря на принятые документы, одобрявшие борьбу против новых веяний в христианстве, победить протестантизм Рим уже не мог.

Из всех стран Европы одобрить и принять к исполнению постановления Собора отказалась только Франция. По мнению парижского правительства, они нарушали галликанские свободы, закрепленные в предыдущих постановлениях христианских Соборов. Все же остальные государства, где исповедался католицизм, приняли декреты Собора без существенных оговорок.


Значение собора в истории

Решения Тридентского собора обозначили алгоритм развития западной христианской церкви. Укрепив все звенья церковной структуры, католицизм победил в религиозных войнах с мусульманами в Испании, с таборитами в Чехии, а также с крестоносцами в Польше и антипапами в Италии.

Значение Собора в истории нельзя преуменьшить. Его итоги и последствия обернулись регрессом экономики католических держав, где, в отличие от протестантских стран, произошел возврат к средневековым способам хозяйствования.

Перестала развиваться и культура, сжигались книги гуманистов и уничтожались полотна некоторых художников, например испанского живописца Эль Греко.

Результат решений Собора и успех контрреформации в большинстве стран Европы, за исключением Германии и Англии, – не только укрепление авторитета Католической церкви, но и усиление ее влияния в других регионах мира, например в Латинской Америке.

Видео о Контрреформации

Подробнее о Контрреформации можно узнать из видео.

Триентский собор, - вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545-47, 1551-52, 1562-63) и Болонья (1547-1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с. был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и имп. Карла V (стремившегося покончить с религ. раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения); открыт рим. папой Павлом III (избранным папой при условии созыва собора) в Триенте 13 дек. 1545. С самого начала на соборе определились 2 тенденции. Партия императора, поддержанная в ряде случаев делегациями Франции и Испании, настаивала на решении в первую очередь вопросов о реформе церкви, об искоренении злоупотреблений духовенства; она считала также возможными нек-рые уступки протестантам в области догматики. Папская партия заняла непримиримую позицию, выдвигая гл. задачей Т. с. укрепление церк. единства в борьбе с реформац. движением...

Тридентский собор

Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547-49 - в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и императора Карла V (стремившегося покончить с религиозными раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения (См. Соборное движение)). Открыт римским папой Павлом III. Наметились 2 лагеря: лагерь, возглавлявшийся императором, настаивал на реформе церкви, искоренении злоупотреблений духовенства, считал допустимыми некоторые уступки протестантам в области догматики; лагерь папы настаивал на укреплении церковного единства в борьбе с реформационным движением, на решении догмат...

19-й Вселенский собор (согласно принятому в Римско-католической церкви счету), открылся 13 декабря 1545 в Триенте (совр. Тренто, Италия) при папе Павле III, а закрылся там же 4 декабря 1563 в понтификат Пия IV. Несмотря на значительные перерывы и многочисленные осложнения, связанные с позициями светских государей и протестантских лидеров, собор достиг свои цели: дать догматические определения традиционных католических доктрин, подвергавшихся нападкам со стороны протестантов, и начать подлинную реформу внутри церкви. Число отцов собора (епископов и других прелатов с правом голоса), участвовавших в его работе, колебалось: на первой сессии присутствовали 34 участника, а на двадцать пятой и последней - 215. Им помогали теологи-консультанты, среди которых были знаменитые доминиканцы Катарино и Сото, иезуиты Лайнес и Сальмерон. На собор были приглашены протестантские богословы, но они отказались принять участие в дебатах. Наиболее важные декреты собора касались первородного греха, оправдания...

Триентский собор - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-1547, 1551-1552, 1562-1563 гг. в г. Трента (по-немецки Триент), в 1 547-1549 гг. в Болонье. Закрепил средневековые догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Т. С. стали программой Контрреформации.

Тридентский собор

(Триентский) - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютер...

ТРИДЕНТСКИЙ собор (Триентский собор) - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547-49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Тридентского собора стали программой Контрреформации.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Павел III (1534–1550) Если Климент VII, отказавшись от союза с сильнейшим католическим правителем – Карлом V, был тормозом проведения глобальных реформ католической церкви, то теперь Карл V и Павел III договорились о созыве вселенского собора. Однако французский король Франциск I решительно выступил против собора, так как, по его мнению, он заседал бы под эгидой Габсбургов. Эти разногласия стали поводом начала очередной испанско-французская войны в Италии (1531-1538). После заключения перемирия между Францией и Габсбургами при посредничестве Рима, папа римский Павел III в 1542 году созвал в приграничном между германской и итальянской территориями городе Триденте вселенский собор. Однако его открытию помешала новая французско-испанская война (1542-1544). По условиям мира, заключенного в 1544 году, испанцы вынуждены были признать позиции Франции как великой державы, а Франциск I обязался оказывать императору поддержку в борьбе с протестантами и согласился принять участие в соборе. Момент был выбран удачно для доминирования на соборе католической церкви: протестантское движение в Германии было настолько сильным, что император Карл V вынужден был сосредоточить свое внимание на борьбе с ним, и в первую очередь ему приходилось искать помощи со стороны папства. На Востоке в это время наступали турки, и империи предстояло бороться на два фронта: с еретиками внутри страны и с турками на границе. Таким образом, пока не в интересах империи было ввязаться в конфликт с папой из-за первенства в руководстве собором. В марте 1545 г. в Триденте (современное итальянское название города – Тренто) вновь был созван собор, формально имевший целью поднять авторитет католицизма и упрочить его "на вечные времена".

Совещания проходили на трех уровнях:

1) В теологической подготовительной комиссии (с участием не пользующихся правом голоса докторов) подготавливались декреты.

2) Соборные отцы обсуждали их на общем заседании и формировали мнение большинства.

3) На торжественном заседании декреты провозглашались.

Главной целью папы римского была скорейшая догматизация католического учения, чтобы тем самым рассеять внутри католической церкви неуверенность, вызванную реформаторами веры.На открывшемся Тридентском соборе были две партии: непримиримая папская и компромиссная, группировавшаяся вокруг Карла V и названная императорской. Императорская партия полагала, что собор должен, прежде всего, рассмотреть причины распространения еретических учений, а также причины деморализации и одичания духовенства. Другая партия, особенно крепко державшаяся за самого Павла III, откладывала вопросы о ереси и деморализации церкви на неопределенное время и выставляла требование заняться немедленно догматическими проблемами и осудить ошибочные толкования христианского учения.Императорская партия настаивала на допущении к обсуждению спорных вопросов светских лиц и протестантов. Папская партия была против этого. Аргументы папства по этому поводу таковы: "Ересь, мирящаяся с церковью, это ведь то же, что церковь, мирящаяся с ересью, то есть преступление, подлежащее ведению инквизиции …Какой может быть компромисс с учением, отвергающим сущность католицизма?"Главный итоговый вывод-постулат первого совещания собора: "Видимая церковь - одновременно истинная, которую называли невидимой. Религиозную суть вне своей сферы она не признает и не может признать". Суть этого постулата в том, что истинными христианами признавались только католики.При слабости императорской партии, ввиду отвлечения основных сил империи к светским военным делам, Павлу III без труда удалось навязать Тридентскому собору свою программу. Позиция папской партии была более последовательной и перспективной, чем позиция императорской партии. Программа Павла III оправдала себя в ходе дальнейшего развитии католицизма.В 1546 году параллельно с собором начался военный поход императора против Шмалькальденского союза. Папа деньгами и войсками помогал императору. Весной 1547 года Карл V победил протестантских князей. Теперь уже он потребовал от папы и от собора, чтобы они осуществили церковную реформу по его программе, обеспечив привилегии епископов и ограничив папский абсолютизм. Требования императора поддержали также испанские епископы. Папа, помогавший императору испугался этой победы, которая освобождала Карла V от дальнейшей войны и дала ему возможность заговорить в Триденте языком властелина. В 1547 г. Павел III перенес заседания Тридентского собора из германского Тридента в Болонью, чтобы избежать "засилья" императорской партии. Этим Павел III показал, что он ставил политические интересы выше религиозных, и что светское господство его фамильного клана Фарнезе над Италией ему было дороже победы католицизма над протестантизмом.Отношения между Карлом V и папой стали выглядеть как настоящая война, когда гибеллины с ведома императора убили в 1547 году сына Павла III, которому папа хотел отдать Парму и Пьяченцу. С этого времени Папское государство потеряло обе эти территории. Развязыванию конфликта помешала только смерть Павла III. Болонский собор фактически бездействовавший, был распущен в 1549 г.

Юлий III (1550-1555) Большинство кардиналов стояло за продолжение собора. Новый папа Юлий III начал проводить миролюбивую и проимператорскую политику, в результате чего в 1551 году он вернул собор в Тридент (вторая сессия собора - 1551-1552 годы). На этом соборе появились уже и немецкие епископы и даже протестанты; зато теперь в связи с новой войной на него не прибыли французские.Однако вмешательство французского короля в пользу немецких протестантов изменило положение дел в империи: Карл V снова начал борьбу с протестантами, которые покинули Тридентский собор. В 1552 г. собор прекратил свою деятельность. Этот перерыв затянулся на целых 10 лет. Политические мотивы вновь победили религиозные.

Павел IV (1555–1559)

1555 год в католической историографии называют годом трёх пап. После Юлия III на престол взошёл Марцелл II (в миру Марчелло Червини), но умер уже через месяц. Затем папой был избран кардинал Караффа, бывший великий инквизитор взошел на папский престол под именем Павла IV. Этот 79-летний старец искал выхода из кризиса не в продолжении вселенского собора, а в подготовке наступательной контрреформаторской реставрации католической церкви. Поскольку собор создал догматическое единство церкви, папство развило деятельность по истреблению ереси. В первую очередь Папская курия сосредоточила свое внимание на борьбе с "внутренними врагами", в самой Италии. Италия покрылась густой сетью инквизиционных трибуналов. Достаточно было малейшего подозрения в отклонении от католической догмы, чтобы подвергнуться суровым преследованиям. Даже кардиналы, в свое время высказывавшиеся на вселенском соборе в примирительном духе по вопросу об оправдании верой были арестованы по распоряжению Павла IV и были выпущены из тюрьмы только после его смерти. Арест кардиналов был важным шагом на пути католической реформы. Лишив кардиналов неприкосновенности, Павел IV сделал их снова священнослужителями, а не светскими князьями.В 1559 г. Павел IV опубликовал впервые папский список запрещенных церковью книг ("Index librorum prohibitorum"), и инквизиционным трибуналам предписывалось следить, чтобы никто не пользовался и не распространял этих книг. В дальнейшем этот список переиздавался и дополнялся вплоть до середины 20 века (отменён в 1966 г.). Список этот и получил название "Индекс" ("Указатель"). Католическая цензура существовала всегда, однако в 16 веке проблема запрета и уничтожения опасной для католиков литературы встала очень остро в связи с распространением книгопечатания и увеличением грамотного населения. Разные индексы запрещённых книг издавались до этого отдельно в каждой стране, теперь в 1559 г. католическая цензура была централизована.В первую очередь были запрещены все произведения реформаторов и большинство произведений гуманистов. В число запрещенных книг попадали даже такие, которые в свое время были одобрены высшими представителями церкви или иногда даже были написаны папами. Запрещенным оказался, например, проект улучшения церкви, выработанный еще в 1538 г. специальной комиссией, председателем которой был кардинал сам Караффа. То есть Павел IV запретил свои собственные ранние тексты. Оказалась под запретом так называемая "Такса святой апостольской канцелярии", представлявшая прейскурант (прайс-лист) отпущений и диспенсаций (наказаний и штрафов), которые продавались папством всем желавшим очиститься от грехов и преступлений. "Такса" в дни страстной полемики между лютеранами и католиками служила орудием борьбы против католицизма. Официальным объяснением запрета этого некогда официального католического издания стало то, что книга эта будто бы была извращена еретиками, то есть лютеранами. На самом деле причина была иная, из этой книги читатель подробно мог узнать обо всех возможных пороках и преступлениях. Он мог узнать о таких извращениях, о которых до этого даже не подозревал, что служило скорее распространению зла, нежели его искоренению. Из этой же книги читатель узнавал, как за деньги преступления становятся дозволенными и разрешенными. Кроме "Индекса" запрещенных книг издавался указатель очищенных и подлежащих очищению книг, то есть таких книг, которые либо уже подвергались частичному исправлению автором, либо должны были ему подвергнуться, если автор не хочет оказаться среди писателей, зачисленных в "Индекс". При Павле IV гонениям наравне с протестантами подвергались евреи: булла 1559 г. предписывала им ношение обязательного отличительного знака на одежде, проживание в специальном городском квартале и немедленную распродажу всего недвижимого имущества. Евреям запрещалось держать христианскую прислугу, работать в дни католических праздников, лечить христиан и торговать съестными. Своей суровостью Павел IV способствовал не столько укреплению и возрастанию авторитета папства, сколько усилению страха и ненависти. Поскольку в контрреформации он видел только административную задачу, он всю свою жизнь, по существу, целиком посвятил инквизиции. Когда в 1559 г. папа умер, накопившееся недовольство вылилось в народное восстание в Риме. В начале понтификата Павла IV ему поставили статую. Когда же он умер, толпа низвергла статую с пьедестала, ее разбили на куски, а увенчанную папской короной голову протащили по улицам Рима.

Пий IV (1559-1565) После смерти Павла IV на конклаве снова боролись друг с другом испанская и французская партии; в конце концов, папой был избран незаметный доселе миланский кардинал, не принадлежавший ни к одной из партий. Он стал папой, принявшим имя Пий IV (1559-1565). Пий IV завершил Тридентский собор и осуществил важнейшие церковные реформы.

В ходе последней сессии Тридентсокого собора были приняты следующие постановления:

Дисциплинарные постановления в отношении епископата:

  • В епископы должны избираться лишь те, кто хотя бы полгода был священником. В результате не стало больше епископов мальчиков. Это ограничило непотизм и светский характер церковной иерархии.
  • Кандидат в епископы должен иметь степень доктора или магистра богословия (исключения может допустить лишь папа). В итоге выросла образованность и нравственность епископата.
  • Епископ должен не менее 3/4 года проживать в своей епархии. Устранилась практика синекуры: жить в Риме, а доходы получать из епархии. Если епископ отсутствовал более 1/4 года в епархии, то снижался его доход; если он отсутствовал целый год, то вызывался на суд кардиналов.
  • Все клирики и епископы должны расстаться со своими наложницами. Кто будет уличен в первый раз в блуде, лишается части дохода, во второй раз – всего дохода, а в третий раз – лишается права священнодействовать и теряет иммунитет от гражданского суда.
  • Епископам и всем клирикам предписывались определенные правила жизни: скромный костюм, скромный стол, запрещение участия в светских пирах.

Постановления о Священном Писании и Священном Предании:

  • Установлен постулат об одинаковой правильности и праведности Священного Писания и Священного Предания.
  • Чётко определен состав Священного Предания, в который наряду с определениями Вселенских и поместных соборов и трудами святых отцов вошли и папские декреты (до этого не было формальной конкретизации Св. Предания)
  • Окончательно определен состав книг Священного Писания (до этого были споры о Боговдохновенности некоторых книг Ветхого Завета)
  • Латинский перевод Библии – Вульгата – признан самодостаточным (аутентичным) в своем догматическом достоинстве. Однако эта была уже исправленная от наиболее явных искажений Вульгата.

Постановления о монашествующих:

  • Монахам запрещалось владение собственностью.
  • Выборы настоятелей предполагались только путем тайного голосования, что увеличило демократизм монастырского самоуправления.
  • В монастырь не принимались девицы моложе 12 лет, и не совершался постриг над девицами моложе 16 лет. В результате этой меры монахинями становились только лица сознательно и самостоятельно выбравшие этот путь, а это в свою очередь уменьшилоь вероятность нарушений монастырской дисциплины.

Постановления об индульгенциях:

  • Практика применения индульгенций была сохранена и освещена собором, но уменьшилось их количество для того, чтобы не ослаблять церковной дисциплины. Индульгенции стали обязательно связываться с таинством покаяния.

Постановления о семинариях:

  • На соборе принято постановление о создании семинарий в каждом епископстве для бесплатного обучения будущих священников начиная с 12 лет преимущественно из бедных.

Итоги Тридентского собора

Собор закрылся в 1563 году. Он закончился укреплением верховной власти папы внутри церкви. К концу собора усилилось также взаимопонимание между папством и католическими князьями. Пий IV отказался от стремления поставить церковь и папство над светской властью.Из догматических постановлений собора было составлено так называемое Тридентское исповедание, которому должны были присягать все епископы и главы монашеских орденов. Только Франция открыто отказалась провозгласить принятые собором декреты, так как усматривала в них нарушение галликанских свобод. Остальные католические государства приняли их либо полностью, либо с несущественными оговорками.

Изменение политической идеологии папства.

Папская светская политика, стремившаяся сохранить своё влияние путем спекуляции на противоречиях интересов других государств, потерпела крах, так как в борьбе за власть католические правители готовы были идти на союз с протестантами или на вражду друг с другом.Крушение политики борьбы за независимое папское государство поставило перед папой новую проблему. Нет ли иного пути к упрочению папской власти?Зачем стремиться господствовать над силами, которые тебя всегда превосходят, когда можно покупать их благосклонность образцовой службой? Пусть отдельные государства борются между собою, папство может и должно быть полезно каждому из них и, служа всем, выиграть для себя больше материального и морального капитала, чем борьбой за независимую политическую роль во всем мире. Папство будет действительно искомым, желанным союзником королей лишь тогда, когда оно будет господствовать над умами, над волей и сознанием каждого народа. Пусть папство господствует над умами – его господство над телами придет само собою; пусть папство печется о духовной власти – власть материальная не заставит себя долго ждать.

Эта служебная роль папства особенно усиленно пропагандировалась, начиная с 1540-х годов орденом Иезуитов, сумевшим понять выгодность "духовного овладения" людьми и заботившимся, прежде всего, о том, чтобы оказываемая церковью помощь государственной власти щедро оплачивалась.

Тридентский собор - вселенский собор, который с перерывами работал с 13.XII.1545 по 6.XII.1563 в Триденте (Германия). Созван по инициативе папы Павла III с целью сдерживания развития Реформации, восстановления позиций католической церкви и поднятия пошатнувшегося в глазах мировой общественности авторитета папства.

Религиозный и политический раскол в Германии, вызванный выступлением в 1517 Мартина Лютера и началом реформационного движения, германский император Карл V и немецкое дворянство предлагали загладить на всеобщем соборе, идея созыва которого ими высказывалась уже в 20-30-е г. XVI в. Карл V предлагал провести собор в Триденте, чему - и самой идее собора, и месту его проведения - противился папа Климент VII, помня о соборах в Констанце и Базилее. Его преемник папа Павел III (1534-1549) положительно отнесся к идее созыва собора и с 1535 начал его подготовку. Но в силу политических и религиозных обстоятельств время его проведения неоднократно откладывалось. Очередной срок открытия собора был назначен на 15. III.1545. Но фактическое открытие состоялось 13. XII.1545, когда в Тридент прибыли 4 архиепископа, 21 епископ и 5 генералов орденов. В начале лета 1646 количество участников увеличилось до 66 человек, 1/3 которых прибыла из Италии. Первый этап заседаний проходил 13.XII.1545 - 2.VI.1547.

Участники собора раскололись на 2 партии: непримиримая, папская, и компромиссная, императорская, группировавшаяся вокруг Карла V. Первая стояла за немедленное обсуждение догматических проблем и осуждение тех ошибочных толкований и святотатственных учений, которые так заразили страны, ставшие на путь протестантизма. Вторая, императорская, партия полагала, что собор прежде всего должен рассмотреть причины распространения еретического движения и деморализации в церкви. Она настаивала на допущении к обсуждению спорных вопросов светских лиц, требовала ведения переговоров с еретиками-протестантами, что отвергали паписты. Карл V допускал возможность «реформировать» католицизм, смягчить некоторые его злоупотребления. На этот «компромиссный» католицизм могла бы пойти значительная часть колебавшихся протестантов, если бы Тридентский собор пошел на уступки. Но именно этих уступок больше всего боялся папа. При слабости императорской партии, которая отражала интересы сил, отвлеченных светскими делами, в частности, к военным протестантским фронтом, Павлу III удалось без труда навязать Тридентскому собору свою программу.

На первом этапе соборных заседаний обсуждались вопросы веры и реформы католической церкви. Были приняты декреты об источниках веры, о первородном грехе, а также об оправдании, который стал главным догматическим декретом собора. Обсуждались вопросы о таинствах, крещении и др.

В связи с эпидемией, которая охватила Тридент весной 1547, собор продолжил работу в Болонье, куда однако не последовало немецкое протестантское духовенство. Перенесением места работы собора папа хотел избавить собор из-под влияния императорской власти, которая стремилась вернуть собор в Тридент. Перевод в Болонью означал провал попыток к соглашению и компромиссу между сложившимися партиями. Отныне в течение короткого времени было 2 собора, враждовавшие между собой и не пользовавшиеся авторитетом.

В Болонье собор дискутировал над вопросами об Евхаристии, исповеди, причащении больных, посвящения в священники, о браке священников, о св. мше, чистилище, об индульгенциях. По существу Болонский собор бездействовал, и 13.IX.1549 папа распустил его. 10.XI.1549 Павел III умер.

Фактически Тридентский собор с 1547 по 1551 не функционировал. Он снова открылся под давлением императора в том же германском городе. Трудное положение католицизма во многих западных государствах в момент смерти Павла III заставило коллегию кардиналов потребовать при избрании нового папы, принявшего имя Юлия III (1550-1555), возобновить Тридентский собор. Это требование поддержал и Карл V, надеявшийся примирить протестантов с католиками в империи и достигнуть единства веры. Наоборот, Франция выступала против продолжения собора, желая таким образом усилить религиозный раскол в Германии и ослабить позиции Карла V. Без особой веры в успех своего дела Юлий III созвал в Триденте собор, который торжественно открылся 1.V.1551.

В конце 1551 - начале 1552 по требованию императора на собор прибыли представители немецких протестантов, которые желали аннулировать все прежние дефиниции веры, что было нереально, поскольку декреты о таинствах и по некоторым другим вопросам, принятые в Болонье, были уже опубликованы. Воспользовавшись вмешательством французского короля в их пользу, немецкие протестантские князья покинули Тридент. 28.IV.1552 политические обстоятельства вновь привели к закрытию собора. На этот раз перерыв затянулся на целых 10 лет, до 1562 г.

Тем временем вслед за Юлием III умерли его преемники Марцелий II и Павел IV. Наконец заседания собора возобновил Пий IV (1559-1565). Открытие произошло 18.I.1562 в присутствии 109 кардиналов и епископов. Был одобрен декрет о таинствах, отвергнуто предложение об отмене целибата, обсуждался вопрос о беспорядках в епархиях. Принята декларация, обязывавшая епископов создавать в своих епархиях духовные семинарии для подготовки священников. Еще в 1546 Тридентский собор издал декрет о запрещении распространения не одобренных церковью изданий св. Писания и комментариев на него. Павел IV дополнил этот декрет специальным списком запрещенных книг, а возобновивший в 1562 свою работу Тридентский собор издал новый список, впоследствии много раз переиздававшийся и дополнявшийся. Этот список получил название «Индекс» («Указатель»). На последней сессии, 3-4.XII.1563, были одобрены декреты о чистилище, индульгенциях, почитании святых, о реформе мшала и бревара, издании всеобщего катехизиса.

Декреты Тридентского собора были утверждены папой 26.I.1564. Собрание догматических решений собора, называемое тридентское исповедание веры, папа вознес до ранга правил, обязательных для всех бискупов, преложоных ордена, докторов и т.д. Тридентскому исповеданию веры должны были присягнуть все духовные лица и профессора университетов.

Решения собора, которые вводили организационные изменения в церкви, положили начало так называемой католической реформе. Принятые на соборе решения усилили власть и авторитет папы, церковную дисциплину, уточнили основы церковной цензуры. Собор отверг всякие уступки протестантам, определил католическую доктрину относительно реформационной. Уточненные католические догматы и литургия выразительно отличались от протестантской концепции. Уже после собора был введен пересмотренный в соответствии с его решениями катехизис (1566), реформированные бреварий (1568), обязательный для всего клира, мшал (1570) и официальный текст Библии, т.н. Вульгата (1592). Подчеркнуто, что единственным интерпретаторами св. Письма является духовенство.

Тридентский собор не смог привести к восстановлению единства христиан в вере, чего добивался германский император. Большую роль на нем сыграли иезуиты, которые с этого времени приобрели сильное влияние на политику Рима.

После Тридентского Собора на протяжении 300 лет, до 1869-1870, не состоялось ни одного собора католической церкви.

Постановления собора, утвержденные папой Пием IV, были приняты в Речи Посполитой, прежде всего Сигизмундом II Августом (на сейме в Парчеве 1564), а по проведении папой корректив - синодом в Петрикове (1577).

Одним из главных направлений политики папства после Тридентского собора стало подчинение Риму приверженцев восточной церкви. Провал миссии папского легата Антония Поссевино к царю Ивану Грозному, имевшей целью присоединение Москвы к церковной унии, склонили Рим к концентрации усилий на православной церкви Речи Посполитой. Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза поддержали реформы Тридентского собора и политику Рима относительно православной церкви их державы.


Литература:

1. Encyklopedia Historii Polski: Dzieje polityczne. - T. 1. - Warszawa, 1994. - S. 388.

2. Feischer -Wollpert R. Leksykon papieży. - Kraków, 1998.- S. 249-251.

(Триентский) - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при помощи совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий. Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о базельском соборе заставляли их опасаться, что, при настроении общества XVI ст., авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в. Папа Климент VII (1523-1534), несмотря на обещания, данные Карлу V, созвать вселенский собор для реформирования католической церкви π устранения в ней раскола, умер, не созвав собора. Новый папа Па-вел III (1534-49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллою от 12 июня 1536 г. он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папою в Лукке в 1541 г., Павел III созвал собор на ноябрь 1542 г., но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война. После новых триумфов Карла V в этой войне, окончившейся миром в Креспи (18 сентября 1544 г.), папа созвал собор (буллою от 19 ноября 1544 г.) в Тридент (Триент: город в южн. Тироле, см.) на март 1545 г. Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 дек. 1545 г., и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор. Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле. Чтобы обеспечить за собою перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам. Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте, Червино и Регинадьду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима. Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им. Рассмотрение каждого поставленного вопроса происходило ранее в частных комиссиях или конгрегациях, где их обсуждали ученые богословы. Подготовленные таким образом к решению, вопросы поступали на рассмотрение генеральных конгрегаций или комиссий, состоявших из епископов. Когда последние приходили по данному предмету к окончательному соглашению, их решение принималось и утверждалось в торжественном публичном заседании всего собора. Папа желал, чтобы предварительно были рассмотрены вопросы догматические. Это не соответствовало видам императора и партии, сознававшей необходимость безотлагательного искоренения злоупотреблений в церкви. Большинство собора приняло 22 января 1546 г. решение, чтобы одни конгрегации занялись догматическими вопросами, а другие - делом внутренней реформы церкви. Между тем, усилившееся после разгрома немецких протестантов (1546) политическое влияние императора начало вызывать сильные опасения у папы. Он

боялся, что Карл V станет производить сильное давление на собор, чтобы провести все свои требования и умалить авторитет папы. Поэтому Павел III считал для себя безопаснее, чтобы заседания собора происходили поближе к Риму, в каком-либо итальянском городе, и под предлогом, будто бы в Триденте вспыхнула чума, перевел его в начале 1547 г. в Болонью. Только 18 епископов отказались оставить Тридент. В Болонье собор существовал лишь по имени, и 17 сентября 1549 г. папа распустил его. Юлий III (1550-1555), уступая требованиям императора, вновь созвал собор в Тридент на 1 мая 1551 г. На этот раз явились сюда даже светские послы от некоторых протестантских князей, а также приехали вюртембергские богословы, привезшие свое исповедание веры, и саксонские, для которых Меланхтон на этот случай составил "Confessio doctrinae Saxonicae". Впрочем, протестантские богословы недолго оставались в Триденте, так как вскоре убе-дились, что приезд их туда был совершенно бесплоден. Менее чем через год собор должен был опять прекратить свои заседания (28 апреля 1552 г.), ввиду опасности со стороны войск Морица Саксонского, двинувшегося в Тироль против императора. Расходясь, собор постановил собраться через два года; но заседания его были открыты в третий раз лишь 10 лет спустя (18 января 1562 г.) при совершенно изменившихся политических условиях, когда, после Аугсбургского религиозного мира в Германии, не могло быть и речи о компромиссе между лютеранизмом и католицизмом. Император Фердинанд I, французы и испанцы потребовали, чтобы собор произвел коренные реформы в церкви и сделал уступки по некоторым догматическим вопросам в протестантском духе. Папа Пий IV избежал исполнения этих требований, отправив к императору кардинала Мороне, который уговорил его не настаивать на выполнении предъявленной им программы реформ. Склонил Пий IV на свою сторону и французского посла, Лотарингского, а также Филиппа II Испанского; притом французы перессорились в Триденте с испанцами, так что действовали несолидарно. Собор продолжал свои занятия в том же направлении, как и прежде. Работа его подвигалась вперед быстро, и собор 4 дек. 1563 г. был уже закрыт. Буллою Benedictus Deus (26 янв. 1564 г.) Пий IV утвердил его постановления. Постановления Т. собора распадаются на Decreta и Canones. В Decreta изложены догматы католической веры и постановления, касающиеся церковной дисциплины; в Canones кратко перечислялись положения протестантского вероучения, с оговоркой, что они предаются анафеме. В Триденте вновь было подтверждено, что авторитет пап выше авторитета соборов. Все догматы католической религии были оставлены неприкосновенными, в том виде, как они были выработаны в средние века. Возвышая папский авторитет, Т. собор значительно увеличил и власть епископов в их диоцезах, предоставив им более широкие права надзора за духовенством, как белым, так и черным. Строго было подтверждено, что епископы должны постоянно пребывать в своих епархиях. Обращено было внимание и на лучшую постановку проповеди в церквах и на подготовку хороших священников. С этою целью рекомендовалось епископам устраивать специальные учебные заведения - семинарии. Коренных реформ in capite et in membris, которых с таким нетерпением ожидали в католической церкви, произведено не было. Все значение Т. собора сводилось, главным образом, к тому, что он непоколебимо установил догматы католической религии. До него даже духовные лица, занимавшие высокое положение в католической иерархии, были склонны смотреть на некоторые вопросы - напр., на оправдание верою - с протестантской точки зрения. Теперь не могло быть более и речи о каких-либо уступках протестантским взглядам; всяким сомнениям и колебаниям, что считать ересью, был окончательно положен предел. В 1564 г. была составлена так называемая "Professio fidei Tridentina", и все духовные лица и профессора университетов должны были присягать, что ей вполне следуют. Постановления Т. собора были немедленно подписаны представителями императора Фердинанда I, но на аугсбургском сейме 1566 г. было заявлено, что Германия не может принять их без некоторых ограничений. Немедленно они были приняты лишь Португалией, Савойей и Венецией. Филипп II Испанский разрешил опубликовать в своих владениях постановления Т. собора, но с оговорками, которые не допускали стеснения прав короля на назначение духовных лиц и ограничения его влияния на духовную юрисдикцию. В Польше постановления Т. собора были приняты в 1577 г. на петроковском синоде. Во Франции они не были официально приняты; только духовенство на своем генеральном собрании в 1615 г. объявило, что подчиняется им.

Литература. Официальное издание "Canones et Décréta Sacrosancti Concilii Tridentini" последовало в Риме в 1564 г. (критические издания: Le Plat, Антвер., 1779; Eichte, Лпц., 1853 и друг.). Соч. Сарпи: "Istoria del Concilie Tridentino" (Лонд., 1619, 2-е изд. - лучшее, Женева, 1629) написано в духе оппозиционном папству. Против Сарпи иезуит Sforza Pallavicini написал "Istoria del Concilio di Trento" (Рим, 1656). См. еще Le Plat, "Monumentorum ad historiam concilii Tridentini spectantium amplissima collectio" (Лувен, 1781-1787); (Theiner), "Die Geschäftsordnung des Concils von Trient" (Вена, 1871); Sickel, "Zur Geschichte des Concils von Trient" (Вена, 1872); Theiner, "Acta genuina Oecumenici Concilii Tridentini" (Загреб, 1874); Druffel, "Monumenta Tridentina" (Мюнхен, 1884-1897; с 4-го выпуска издатель Karl Brandi); Döllinger, "Berichte und Tagebücher zur Geschichte des Concils von Trident" (Нердлинген, 1876); Maynier. "Etude historique sur le concile de Trente" (Пар., 1874); Philippson, "La Contre-Révolution religieuse au XVI siècle" (1884); Philippson, "Westeuropa im Zeitalter, von Philipp II, Elisabeth und Heinrich IV" (Берл., 1882); Dejob, "De l"influence du concile de Trente sur la littérature et les beaux arts chez les peuples catholiques" (Пар., 1884).

Н. Л -ч.