4 благородные арийские истины. Особенности буддизма (4 благородные истины)

12.03.2024

Какие же благородные истины открылись Будде?

1. Жизнь есть страдание. Страдание – это рождение, болезнь, соприкосновение с неприятным, разлука с теми, кого любишь, и сосуществование с чуждыми тебе людьми, постоянные разочарования и неудовлетворенность. Жизнь любого человека (богатого или бедного, удачливого или нет) сводится к страданию. Вращаясь в колесе перерождений, человек обречен на вечное, воспроизводящееся вновь страдание. 2. Причина страданий – желания, жажда жизни, власти и наслаждений, которые ведут к продолжению жизни и новым страданиям. Желания и вызываемые ими действия порождают карму (букв. - «воздаяние») – цепь причинности, которая определяет последующее рождение и судьбу. От благих дел человек возрождается в царстве богов, полубогов или людей. От злых – в низших мирах, среди животных и злых духов. В любом случае неизбежно одно: вовлечение в новый круговорот рождений и смертей, в новые страдания. Этот круговорот носит название «сансара» - «колесо жизни». 3. Прекращение желаний ведет к прекращению страданий. 4. Есть путь избавления от желаний – восьмеричный путь. Он избегает крайностей аскетизма, но отвергает и гедонизм, стремление к наслаждениям. От человека требуется самосовершенствование.

Идея о том, что жизнь исполнена страданий, не нова в индийском религиозном мировоззрении. Но Буддой она была доведена до крайности, когда в жизни не признается ничего иного, кроме страданий. Буддизм проповедует полное отречение от мира, от всех душевных движений. «Мудрец не оплакивает в своем сердце ни живущих, ни тех, кто умер». Человека, следующего за Буддой, призывают: «Не стремись к радостям ни земным, ни небесным», будь невозмутим, ничему не удивляйся, ничем не восхищайся, ни к чему не стремись, ничего не желай. Чувство любви к личностям не совместимо с буддизмом, следует вырвать у себя «всякое влечение к виду и имени», то есть к индивидуальному; буддисту должно стать глубоко безразличным, стоит ли около него его брат или совершенно чужой человек, которого он видит впервые, - потому что всякая привязанность – боль, потому что личность – иллюзия. 1

Идея о том, что личность, «Я», да и телесность по сути не существуют – одна из важнейших в буддизме. Считается, что все в мире представляет собой поток постоянно меняющихся мельчайших частиц-элементов – дхарм («дхарма» на санскрите означает «держатель», «носитель»). Из них составлен весь мир, любое живое существо и то, что мы называем человеком, его душой и сознанием. На самом деле (это знание, которого лишены обычные невежественные люди) нет ничего устойчивого и постоянного в этом мире. Нет материи как постоянной субстанции, нет того, что человек называет «Я»; сегодня у тебя одни мысли, чувства и настроения, а завтра – совсем другие; новое сочетание дхарм меняет и тело, и психику. Дхармы можно назвать носителями психофизического состояния, их комбинации образуют данную индивидуальность. Потому и при перевоплощении в другое тело вселяется не та же неизменная душа, а некие изначальные состояния, так что в результате складывается новый комплекс дхарм. Известный исследователь буддизма О. Розенберг уподобляет это ленте, составленной из разных нитей: можно из тех же нитей соткать другой узор, и хотя основа будет той же, но узор (а значит и вещь) – иной 1 . Правомерен вопрос: «Что же тогда перевоплощается, если устойчивой личности не существует? Ведь не сохраняются ни свойственные данному человеку черты характера, ни его память, на которой основывается самоидентификация, т. е. самосознание человека?» Вразумительного ответа на него в буддизме не существует.

Изначально дхармы пассивны, но получают энергию и приводятся в движение мыслями, словами, волевыми действиями человека. Будда открыл метод «успокоения дхарм», результатом которого является прекращение цепи перерождений. Самое главное – это прекращение желаний, отсутствие стремлений в жизни. Конечно, достичь такого состояния не просто, точнее, невозможно, если жить обычной мирской жизнью.

Восьмеричный путь спасения

Восьмеричный путь, открытый Буддой включает в себя:

    Правильные взгляды, т. е. основанные на «благородных истинах».

    Правильная решимость, т. е. готовность изменить свою жизнь в соответствии с буддистскими истинами, встать на путь, ведущий к освобождению. Первое, что необходимо для этого – нравственное совершенствование. Оно включает в себя дальнейшее:

    Правильная речь, т. е. доброжелательная, искренняя, правдивая. Нельзя вести непристойных разговоров, употреблять бранные слова.

    Правильное поведение, т. е. выполнение пяти заповедей: непричинение зла живому (животным в том числе), запрещение лжесвидетельства и клеветы, запрещение воровства, запрещение прелюбодеяния, запрещение употребления опьяняющих напитков.

    Правильный образ жизни, т. е. мирный, честный, чистый. Воздерживаться от «нечестных» (в широком смысле слова) источников дохода, таких как торговля живыми существами, алкогольными напитками, оружием, наркотиками и т. д.

    Правильное усилие (усердие), т. е. самовоспитание и самообладание, борьба с соблазнами и дурными мыслями.

    Правильное внимание или направление мысли, т. е. избавление от страстей через осознание преходящего характера всего, что привязывает человека к жизни. В идеале – успокоение сознания, прекращение душевных волнений.

    Правильное сосредоточение, т. е. верные методы созерцания и медитации, которые ведут к отрешенности от мира; ощущение нераздельности субъекта созерцания (самого человека), объекта созерцания (того, на что направлено его сознание) и самого процесса созерцания. В результате мир и человек воспринимается как единое целое.

Достигнув совершенства в восьмеричном пути, человек сможет избавиться от страдания и смерти, он не будет вновь воплощаться. Это состояние называется «нирвана» (на санскрите означает «медленное затухание огня», «угасание»).

Нирвана

Что же такое нирвана по сути? Бессмертие души (хотя вечной души, отдельно от тела не существует, по теории буддизма) или прекращение всякого существование, рассеяние во Вселенной? Сам Будда так и не дал ответа на этот вопрос.

Исходя из размышлений философов, культурологов, религиоведов о сущности нирваны, думается, имеет смысл рассмотреть две формы нирваны. Первая – это нирвана, которую может достичь человек еще при жизни. Тогда можно определенно сказать, что она есть инобытие, как бы существование в особом измерении. Человек освобождается от эгоизма, ему чужды самолюбие и гордыня, ничто не способно огорчить его, он ощущает покой и любовь ко всему миру. Нирвана – это освобождение от собственного «Я», преодоление любых мирских связей. Это состояние непреходящей душевной свободы, радости и гармонии; несовершенства земного мира перестают влиять на человека. Нирвана – это состояние интенсивной духовной деятельности, отказ от действия и желания, абсолютное спокойствие. «Нирвана есть разрушение пламени вожделения, ненависти и невежества» 1 .

Вторая форма – нирвана после смерти, выход из цепи перевоплощений – остается необъяснимой. Сами буддисты на III-м соборе (сер. III в. до н. э.) высказались в том смысле, что нирвана непостижима для тех, кто ее не достиг. Наши земные понятия, наши слова не могут выразить сути этого посмертного состояния. Однако С. Радхакришнан пишет: «Нирвана или избавление – это не растворение души, а ее вступление в состояние блаженства, которое не имеет конца. Это освобождение от тела, но не от существования». Но какое существование может быть, если нет ни памяти, ни чувств, ни собственного «Я»? Кто блаженствует и в чем состоит такое блаженство? Другое определение, данное С. Радхакришнаном, говорит скорее о превращении человека в ничто: «Это – потухание звезды в блестящем восходе солнца или таяние белого облака в летнем воздухе…» 2 .

Религиозная практика буддизма

В учении Будды первоначально не было места Богу. Из его высказываний можно сделать вывод, что наличие богов в мире он не отрицал, но они не играли никакой роли в деле спасения (избавления от смерти). Боги также подвержены закону реинкарнации и кармы, т. ч. достигший нирваны человек оказывается выше богов. Правомерен вывод, что буддист не обязан благодарить Бога, так как он не призывал его во время борьбы. Боги преклоняются перед ним, а не он перед богами.

Даже поверхностный анализ восьмеричного пути спасения, предложенного Буддой, показывает, что следовать ему могут лишь единицы, поскольку этому надо посвятить всю свою жизнь.

Действительно, еще при жизни Будды из его учеников сложилась первая монашеская община – сангха (букв. – «общество»). Монахи назывались бхикшу («нищий), были аскетами. Они отказывались от собственности, давали обет безбрачия, посвящали все время духовной работе, а жили на подаяния мирян. Есть могли лишь вегетарианскую пищу до полудня. Обривали голову наголо, носили рясу желтого цвета, их личные вещи: кружка для сбора подаяний, миска для воды, бритва, игла и посох. Не позволялось сохранять пищу – ее надо было брать столько, чтобы хватило только на один прием. Поначалу бхикшу бродили по стране, на время дождей укрываясь в пещерах, где посвящали время размышлениям и медитации. Близ мест обитания их хоронили и возводили куполообразные склепы. Постепенно вокруг этих памятников стали возводить жилые строения, они стали монастырями. В буддизме нет жреческой касты, нет церковной организации. Монастыри стали центрами буддизма, в них появились библиотеки, они стали своеобразными университетами.

Этика буддийских монахов строится на выполнении следующих заповедей: 1) не убивать; 2) не красть; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не употреблять спиртных напитков; 6) не есть после полудня; 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ; 8) не носить украшений; 9) не пользоваться роскошными сидениями; 10) не брать золота и серебра.

Отрицая привязанность к конкретным людям, буддизм призывает к всеохватывающей любви ко всему живому, к страдающему человечеству. Благосклонный дух буддиста обнимает все миры, призывает всех не вредить другим ни ложью, ни гневом, ни злобой. Буддизм проповедует терпимость и равенство всех людей.

Достичь нирваны может только монах, а простые люди должны улучшить свою карму, помогая аскетам бхикшу, и надеяться стать бхикшу в последующих воплощениях.

Развитие и распространение буддизма

После смерти Будды из его учеников сложилась самая ортодоксальная школа буддистов – тхеравада («школа старой мудрости»). Буддизм начал успешно распространяться в Индии с IV в. до н. э. Особенно популярен он был в III в. до н. э. при царе Ашоке, когда превратился в разновидность общегосударственной религии. После смерти царя Ашоки воцарилась династия Шунгов, которая покровительствовала брахманизму. Тогда центр буддизма переместился в Шри-Ланку (на Цейлон). Вторым после Ашоки покровителем буддизма в Индии был царь Канишка (I - II вв.); в это время буддизм начинает распространяться от северных границ Индии до Центральной Азии, проникает в Китай.

В первые века н. э. в буддизме складывается новое направление, сторонники которого назвали его «махаяна», что означает «большая (или великая) колесница». Это название связано с универсальностью и доступностью спасения, которое провозглашается в этом варианте буддизма. Классический буддизм тхеравады они уничижительно прозвали «хинаяна» («малая, ничтожная колесница»).

Особенность махаяны в том, что она обещает спасение не только бхикшу, но и простым мирянам. Любой человек в принципе может достичь нирваны – так утверждает буддизм махаяны. Если в классическом буддизме спасение – это результат собственных усилий человека, его неустанной работы над собой («Не ищи защиты у других, будь сам защитой себе»), то в махаяне у человека появляются помощники - бодхисатвы. Бодхисатва – это человек, достигший нирваны, но отказавшийся от личного освобождения, чтобы спасать людей. Бодхисатвы обладают мудростью и состраданием к ближним. Так в буддизме появляется альтруизм, человек получает поддержку на своем пути к спасению и леденящее одиночество отступает. Но это означает, что человек должен просить о помощи просветленных бодхисатв, обращаясь к ним с молитвами. Складывается культ (молитвы и обряды), которому не было места в первоначальном буддизме, не признававшем Бога.

Иным становится и образ Будды. Из человека, достигшего просветления, он превращается в вечную божественную сущность. Разработана концепция «космического тела Будды» - созидательной субстанции, которая способна принимать разнообразные земные формы, чтобы помочь человечеству в деле спасения от страданий. Одно из таких проявлений - воплощение в человека. Будда появился на Земле, приняв человеческий облик, выбрав место рождения и царскую семью шакьев. Его рождение чудесно и напоминает непорочное зачатие – его матери приснился белый слон (другой вариант – слон в действительности спустился к ней с облака), который вошел ей в правый бок, после чего царица забеременела. Будда родился, выйдя из правого бока царицы, которая была в саду, и сразу сделал семь шагов. На месте его следов расцветали белые лотосы.

Помимо Будды Шакьямуни поклонялись и другим буддам, число которых очень велико. Второй по значимости из особо почитаемых – будда Амитабха, создатель и владыка рая. Существует и ад, как наказание за грехи. Образ рая - места блаженства – гораздо более понятен простым верующим, чем абстрактное и маловразумительное понятие нирваны. Но оно не отбрасывается, утверждается, что из рая, этой волшебной страны, люди переходят в нирвану. Третий по значимости будда – Майтрейя (Дружелюбный). Он придет на землю, чтобы спасти весь мир, избавить людей от страданий. Это Мессия, Спаситель (как И. Христос в христианстве).

Итак, в многочисленном пантеоне божеств буддизма высший ранг составляют будды. Будда – это всякий, кто достиг нирваны. Свойства будды: всемогущество, способность творить чудеса, влиять на события, являться в мир в разных обличиях.

Второй ранг – бодхисатвы – те, кто добровольно отказался от нирваны, чтобы здесь, на земле помогать людям прийти к нирване. Их отличает щедрость, нравственность, мужество, терпение, мудрость и способность к созерцанию. Наиболее почитаемые бодхисатвы: Авалокитешвара (олицетворяет сострадание), Манджушри (носитель мудрости), Ваджрапани (борец с заблуждениями и тупостью).

Третий ранг пантеона – архаты («достойные») – те, кто достигли наивысшего уровня в духовном совершенствовании (ближайшие ученики и последователи Будды Шакьямуни), а также пратьека-будды («будды для самих себя») – те, кто достигли нирваны, но не спасают других людей.

В индийских религиях не существовало разработанной концепции рая и ада (и даже самих этих понятий) – это то новое, что привнес буддизм махаяны. Интересно, что райское блаженство и адские муки в равной степени ожидают и людей, и богов, подчиненных закону кармы. Пребывание в аду считается временным, а затем люди воплощаются в земной жизни.

Распространение буддизма

Буддизм стал первой религией, которая стала привлекательной для народов иных культур, сумела распространиться во многих сопредельных с Индией странах. При этом буддизм изменялся, подстраивался под менталитет других народов, и обогащал их своими идеями и духовной практикой. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. – в Китае, со II в. – на полуострове Индокитай, с IV в. – в Корее, с VI в. – в Японии, с VII в. – в Тибете, с XII в. – в Монголии.

При этом важно отметить, что классический ортодоксальный буддизм (тхеравада или хинаяна) получил распространение в Шри-Ланке (Цейлон), Ньяме (бывшая Бирма), Тайланде, Лаосе и Камбодже.

Буддизм махаяны утвердился в Китае, откуда проник в Японию, Корею, Тибет, Монголию и Россию.

Временем небывалого подъема буддизма можно считать II - VIII вв. Появилось множество буддийских монастырей – центров просвещения, учености и искусства. Некоторые монастыри стали своего рода университетами, куда приезжали на учебу буддисты разных направлений со всей Азии. В V в. в Северном Бихаре (Индия) был открыт знаменитый монастырь - университет Наланда.

Однако в Индии с VIII в. буддизм начал приходить в упадок, уступив место традиционному индуизму. Индуизм сумел включить в свое учение и религиозную практику, и многие элементы буддизма. Будда в индуизме стал воплощением бога Брахмы. К XIII в. буддизм как самостоятельная конфессия в Индии полностью исчез.

В других странах сложились национальные формы буддизма, наиболее известные – чань-буддизм в Китае (соединение буддизма и даосизма) и дзэн-буддизм в Японии (соединение буддизма с синтоизмом) 1 .

Вопросы для самопроверки:

    Когда появляется буддизм, в чем его отличие от брахманизма?

    Кто такой Будда?

    Признается ли существование Бога (богов) в классическом буддизме тхеравады (хинаяне)?

    В чем заключаются четыре благородные истины буддизма?

    Каковы важнейшие особенности буддийского учения о мире и человеке?

    Кто может достичь спасения (нирваны) по теории классического буддизма (хинаяны)?

    Что такое сангха?

    Каковы правила поведения бхикшу?

    Где распространился классический буддизм хинаяны?

    Какова история развития и распространения буддизма?

    В чем отличие буддизма махаяны от первоначального (хинаяны)?

    Трактовка Будды в махаяне.

    Кто такие бодхисатвы, архаты?

    Что такое нирвана – при жизни и после смерти?

    В чем причины упадка буддизма в Индии?

Литература:

Основная:

    Зеленков М. Ю. Мировые религии: история и современность: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

    Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение – СПб.: Питер, 2008.

    История религии. В 2-х т.: учебник для вузов/под общ. ред. проф. И. Н. Яблокова, т. 2. - М.: Высшая школа, 2007.

    Коран /пер. И. Ю. Крачковского - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

    Матецкая А. В. Религиоведение. Краткий курс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

    Религии мира: словарь-справочник./под ред. А. Ю. Григоренко. – СПб.: Питер, 2009.

    Религиоведение для студентов педагогических вузов/под ред. А. Ю. Григоренко. – СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная:

    Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. – М., 1998.

    А. Мень. Проповедь Гаутамы Будды/ Наука и религия, 1991, № 11; 1992, №№ 1, 2.

    Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии. – М.: Русский путь; Париж: YMCA- Press, 2005.

    Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение. – СПб.: Питер, 2008.

    Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. – Пг., 1919.

    Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956.

    Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2002.

    Розенберг О. Труды по буддизму.М.: Наука, 1991

    Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. - М., 1996.

Темы для рефератов

    Роль религии в жизни человека.

    Отличие теистических религий от пантеистических.

    Ядро религии – вера или культ?

    Проблема достоверности духовного опыта.

    Понимание Бога в теистических религиях.

    Особенности мистического познания.

    Обоснование креационизма.

    Классические доказательства бытия Бога в европейской теологии и философии.

    Современные доказательства бытия Бога.

    И. Кант о роли религии.

    Марксизм о сущности религии.

    Важнейшие идеи книги У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта».

    Религия как обоснование абсолютных ценностей.

    Причины и результаты антирелигиозной политики в Советском государстве.

    Значение тотемизма в жизни рода (племени).

    Проявление фетишизма в наши дни.

    Д. Фрэзер об отличии магии от религии.

    Религия древних греков.

    Религия древних римлян.

    Религия древних кельтов.

    Религия вуду.

    Религия древних славян.

    Теория З. Фрейда о происхождении религии – «за» и «против».

    Современное сектантство – суть, разновидности.

    Мыслители древности о происхождении религии.

    Виды магической практики.

    Магия глазами ученых и мистиков.

    Обряды и праздники в иудаизме.

    Мистика в иудаизме – хасидизм.

    Трактовка мифов книги «Бытие» (Библия, Ветхий Завет).

    ТаНаХ и Библия – сходство и отличие.

    Каббала – мистическое учение иудаизма.

    Талмуд – Предание в иудаизме. Структура, содержание.

    Обряды и праздники в исламе.

    Посты в христианстве – их суть и значение.

    Обряды и праздники в православии (католичестве).

    Отличие православия от католицизма.

    Особенности протестантизма, отличие от католицизма и православия.

    Суть и роль Реформации в культуре Европы.

    Значение идеи предопределения в протестантизме.

    Лютер и Кальвин – выдающиеся деятели Реформации.

    Особенности мистики в Восточной и Западной церкви.

    Роль Сунны в исламе.

    Особенности мистики в исламе (суфизм).

    Библия и Коран – сходство и отличие.

    Иудаизм, христианство, ислам – сходство и отличие.

    Роль пророков в авраамических религиях.

    Будущее религии

    Причины антисемитизма.

    Сущность и значение аскетизма.

    Святые православной церкви.

    Святые западной (католической) церкви.

    Правда (ложь) спиритизма.

    Буддизм – религия без Бога.

    Учение буддизма.

    Нирвана – трактовка спасения в буддизме.

    Трипитака - Священная книга буддизма.

    Сходство христианства и буддизма махаяны.

    Отличие буддизма махаяны от классической тхеравады (хинаяны).

    Роль буддистских монастырей в культуре Индии.

1См.: Краткий философский словарь. Под ред. А. П. Алексеева. Изд-е 2-е, переработ. и дополн.- ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001, с. 323.

1См.: Энциклопедический словарь по культурологии. – М., Изд-во «Центр», 1997, с.322.

1См.: Бородай Ю. М. К вопросу о социально-психологических аспектах происхождения первобытно-родовой общины/Принцип историзма в познании социальных явлений. – М.: Наука, 1972, с. 189 – 190, 192.

2 См.: Бородай Ю. М., указ. раб., с. 198.

1См.: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1986.

1 Слово «шаман» пришло из языка эвенков (народы Сибири), оно широко используется для обозначения людей незападных культур, которых называли раньше «знахарь», «колдун», «маг», «ведьма», «ворожей».

1 Цит. по: Харнер М. Путь шамана/ Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. – М.: Республика, 1992, с. 429.

2 См.: Там же, с. 413..

1См.: Энциклопедия для детей. – М.: Изд-во Аванта+, т. 6, ч.1, Религии мира.с. 363.

1. Энциклопедия для детей. Т. 6. ч. 1. Религии мира – М.: Аванта+, 1996, с. 350.

1 «Обетованная» значит «обещанная».

1 См.: Исх.: 20, 2-17 - Библия. – Российское библейское общество, М., 2004

1П. Флоренский, А. Ельчанинов, С. Эрн. История религии. С. 107.

1Еккл 9; 7 - Библия. – М., 2004.

1 Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. – М.: Изд-во ПРИОР, 1998. – с. 407.

1 Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. с. 429.

1 Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии.,с. 122.

2 Иов 14: 10.

4 Еккл. 3: 21

1 Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1989, с.73.

2Ср.: Мф. 1: 21: «и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей Своих от грехов их».

2 См.: Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т.: Т. 3 – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.с.395.

1 Называется так потому, что отмечается в пятидесятый день после Пасхи, являющейся переходящим праздником.

1 Рашкова Р. Т. Католицизм – Спб.: Питер, 2007, с. 19.

1См.: Добротолюбие. В 5-ти тт. – Репр. изд- е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

1См.: Мишель Малерб. Религии человечества. М-Спб., 1997, с. 306.

1См.: Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах – Т 2, 1995, с.514 – 519.

1Рашкова Р. Т. Католицизм, с. 203.

1См.: М. Лютер. 95 тезисов – СПб.: Роза мира, 2002.

1 См.: Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии –с. 92.

1См.: Розенберг О. Труды по буддизму.- М.: Наука, 1991, с. 24-25.

1Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956. С. 381.

2Там же. С. 383.

1Об этом см.: Н. В. Веткасова. Пособие по религиоведению. Часть II. История религий Востока.

и восьмеричном пути буддизма — основа всего буддистского мировозрения. Эти вещи необходимо понимать всем без исключения.

Средний путь Будды: “четыре великих истины” и путь восьми ступеней

Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама, называется средним путем, т. е. чтобы достичь состояния нирваны, человек, с одной стороны, не должен истязать себя строгим аскетизмом, как это предписывалось религиозной системой джайнизма, а с другой — в отличие от индуизма и так же, как это проповедовал джайнизм, в состоянии делать это в пределах одной человеческой жизни, освободившись от цепи перевоплощений.

Однако средний путь буддизма по-своему нелегок. Чтобы достичь освобождения, человек не должен наслаждаться роскошью, как это было в жизни самого Гаутамы, до того как он оставил семью. Лучше всего держаться среднего уровня жизни. Просветления можно достичь через принятие учения Будды и практическое следование его советам.

Четыре великие истины

1. Страдание. Первая великая истина провозглашает, что жизнь полна страданий и боли, которые проявляются в рождении, в перенесении всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти. Отсутствие того, чем мы хотели бы обладать, и присутствие того, от чего мы хотели бы избавиться, тоже является источником боли.

2. Причина страданий . Вторая великая истина говорит, что причина страданий и боли заключается в желании наслаждаться и в стремлении к удовлетворению чувственных побуждений.

3. Избавление от страданий . Третья великая истина учит, что для освобождения от страданий человек должен избавить себя от всякого рода стремлений и отказаться от всех своих желаний.

4. Путь, ведущий к освобождению . И, наконец, четвертая великая истина для достижения освобождения предлагает путь, состоящий из восьми ступеней, который предполагает последовательное выполнение строго определенных требований.

Восьмеричный Благородный путь представлял собой практический синтез всех аспектов буддийского учения, зафиксированных в каноне.

Путь включает в себя:

§ Правильные взгляды.

§ Правильная решимость.

§ Правильная речь.

§ Правильные действия.

§ Правильный образ жизни.

§ Правильное усилие.

§ Правильное внимание.

§ Правильное сосредоточение.

Учение о 4 благородных истинах

Учение о 4 благородных истинах

Под правильными взглядами понимаются знание и верное восприятие четырех благородных истин. Отсюда следует, что, если человек никогда о них не слышал, он не может спастись, пока ему не доведется переродиться в человеческом же образе в одной из буддийских стран. Только буддист способен понять истину и преодолеть сансару.


Правильная
решимость — это решимость познавшего благородные истины человека действовать в соответствии с ними, практически реализовать их в своей жизни. Одним из проявлений решимости является правильная речь , т.е. речь, лишенная лжи, клеветы, грубости.

Праведная решимость должна также материализоваться в правильное поведени е , в отказе от уничтожения живых существ, от воровства и других наносящих вред поступков. Под правильным образом жизни понимается проявление решимости в честном способе добывания средств к существованию.

Названные звенья пути часто понимаются неверно, т.к. они имеют обманчивое сходство с «моральным кодексом». Буддизм не разделяет убеждения Запада, что существует некий нравственный закон, предписанный Богом или природой, которому человек обязан повиноваться.

Буддийские правила поведения — воздержание от захвата жизни, от захвата того, что не дано, от эксплуатации страстей, ото лжи и опьянения — все это целесообразные наставления, которые принимаются добровольно, дабы удалить помехи, затрудняющие ясность сознания.

4 благородные истины буддизма кратко

Нарушение этих предписаний порождает дурную карму, но не потому, что карма — это закон или некое моральное возмездие, а потому, что все целенаправленные и мотивированные поступки, будь они с конвенциональной точки зрения хорошими или дурными, безразлично, — являются кармой, раз они направлены на «обладание» жизнью.

Вообще говоря, «дурные» с конвенциональной точки зрения дела носят захватнический характер, чем «добрые». Но на высших стадиях буддийская практика занята освобождением, как от «хорошей», так и от «дурной» кармы.

Последние три звена относятся непосредственно к сознанию человека, к его внутреннему духовному миру.

Под пра вильным усилием подразумевается решимость постоянно преодолевать дурные мысли и побуждения, то, что привязывает сознание к земным объектам, к бытию сансары, которое буддизм признает иллюзорным.

Под правильным вниманием следует понимать, по мнению буддистов, постоянное сосредоточение на том, что уже осознано и достигнуто на пути к спасению. Память должна служить не копилкой земных впечатлений, фактов, связей, а средством укрепления отрешенности от мирских дел и привязанностей. Созерцать надо не внешнее, иллюзорное, быстро меняющееся и обреченное на исчезновение, а внутреннее, очищенное и освобожденное от «иллюзий».

Наконец, пра вильное сосредоточение (санскрит. — «дьяхна », часто переводится на западные языки как «медитация») — это конечное звено постепенного самосовершенствования мысли, путь все более глубокой отрешенности от всего земного, обретение такого непоколебимого внутреннего покоя и такой невозмутимости, в которых нет места даже для радости по поводу освобождения от земных уз и появления перспективы близкого окончательного спасения, достижения нирваны.

Последнее звено является важнейшим и решающим во всем «благородном срединном пути», его итогом и сущностью, высшей и наиважнейшей задачей буддиста, принципиальной ступенью, которая ведет из бытия в небытие.

Расчленение «пути спасения» на восемь звеньев и детальная трактовка каждого из них понадобились буддистам для последовательного и всестороннего обоснования особого «образа жизни», который необходим для спасения. Ведь все рассмотренные звенья охватывают понятие, которое можно выразить достаточно абсурдной фразой: «Как надо жить, чтобы прекратить жизнь».

4 благородные истины и восьмеричный путь

Поэтому для понимания буддийских требований к «вступившему на путь» важен акцент не столько на отдельные звенья, сколько на то общее, что их объединяет, их качественная определенность, иначе говоря, содержание палийского термина «samma», которым окрашено каждое звено пути. Здесь использовался для перевода этого определения эпитет «праведный». В литературе часто можно встретить другой перевод — «правильный» («right»).

Другие идеи Будды

Гаутама Будда не признавал существование единого вечного Бога. Он верил, что во Вселенной обитают различные божества и демоны, но смотрел на них как на временных существ, которые, подобно людям, рождаются и умирают. И потому считал бесполезным надеяться на их помощь и обращаться к ним с молитвой. Гаутама отвергал путь спасения индуизма — путь посвящения.

Признавая закон кармы, Будда в то же время был убежден, что человек, принадлежащий к любой касте, может достичь совершенства в течение одной земной жизни и избежать возмездия за злые дела, совершенные во время прошлых воплощений. Только тем, кто не ищет просветления, учил Будда, суждено узнать последствия своей кармы.

Хотя Будда верил в теорию перевоплощения, у него был свой, особый взгляд на душу. В индуизме душа нерушима и переходит, не нарушая своей целостности из одного воплощения в другое, неся в себе свою карму. Согласно же учению Будды, душа состоит из своего рода психологических компонентов.

Каждое новое воплощение не оставляет их состав неизменным, но соотношение между настоящим и прошлым воплощениями сохраняется. Это соотношение и определяет характер кармы. Как печать оставляет свою форму, если придавить ею воск, так и каждое воплощение передает что-то свое следующему.

Дхарма

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Слово «дхарма» имеет много значений: закон, учение, религия, истинно реальное и пр. Но основное его значение в буддистской философии — «носитель своего признака», то есть носитель душевных свойств. Таких носителей свойств, дхарм, у человека много.

4 благородные истины будды и восьмеричный путь

В их числе есть «чувственные», связанные с восприятием материального мира (видимое, слышимое и пр.), дхармы «сознания» (отвлеченные представления) и еще несколько категорий, в том числе «неподверженные бытию» и стремящиеся к покою — нирване.

По смерти человека дхармы, составляющие его личность, распадаются, но под действием той дхармы, которая создана всей деятельностью человека во время его жизни и предшествующих перерождениях, они вновь соединяются, уже в новых комбинациях, и дают начало новой личности.

Так совершается вечный круговорот дхарм, это мучительное «колесо бытия», вырваться из которого человек может, только следуя заповедям Будды. Учение о дхармах составляет основу основ буддистской философии.

Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой. Не существует единого универсального свода буддийского вероучения, пригодного для всех. Нет универсальной формулы Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложенная с учётом индивидуальных особенностей каждой группы верующих.

Поэтому буддийское учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изображено на священной диаграмме и на красочной картине. Высшей целью всегда остаётся нирвана, но достичь её трудно — это под силу лишь самым упорным и одарённым.

Три поворота Колеса Дхармы

В первом повороте Будда объяснял Четыре Благородные Истины, которые, с одной стороны, ясно показывают нашу ситуацию в круговороте существования и причины этого, и, с другой стороны, объясняют также и освобождение от страданий и трудностей и причины для этого.

Во втором повороте колеса Дхармы он показал далее, что природа всех вещей пуста от действительного, независимого существования. Здесь он учил высочайшей истине — Праджняпарамите. И в третьем повороте , Будда дал учения о присущей всем существам Будда-природе, которая уже наделена всеми совершенными качествами просветления.

Учение будды о 4 благородных истинах

Если мы посмотрим на эти три поворота Колеса Дхармы с точки зрения различных традиций Буддизма, то первый поворот будет основой для традиции Тхеравады, которая, в разрезе Великой Колесницы, Махаяны, описывается как Малая Колесница, или Хинаяна.

Эта традиция практикуется главным образом в южных странах Буддизма, как, например, Шри Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос и Камбоджа. Здесь ударение делается на позитивном внешнем поведении и освобождении от страданий обусловленного существования через осознание отсутствия себя в личности.

Второй и третий поворот Колеса Дхармы составляют основу Великой Колесницы — Махаяны. Она практиковалась в основном в северных странах Буддизма: Гималайских — Тибете, Лхадаке, Непале, Сиккиме, Бутане, а также в Монголии, Китае, Японии, Вьетнаме, Тайване, Корее и т.д.

Название Махаяна относится к великому настрою этой Колесницы, желанию достичь состояния Будды для того, чтобы освободить всех существ от страдания. В рамках Махаяны существует дальнейшее разделение на Колесницу Сутры и Колесницу Тантры. Упрощённо можно сказать, что второй поворот Колеса Дхармы в основном образует Колесницу Сутры, которая также является основной практикой большинства стран Махаяны.

Колесницу Сутры называют также Колесницей Причины, так как здесь создаются причины для просветления. Осознание пустотности или отсутствия самости всех явлений осуществляется посредством тщательного исследования вещей и через практику соответствующей медитации. Третий же поворот Колеса Дхармы является наиважнейшей основой для Колесницы Тантры, которая в своей полной форме практикуется сегодня лишь в Тибетском Буддизме.

В некоторых других традициях, как, например, в большинстве подшкол Чань-Буддизма в Китае и Дзен-Буддизма в Японии, передаются отдельные аспекты Колесницы Тантры. Её называют также Колесницей Плода, так как в ней ученик отождествляется непосредственно с плодом — совершенным состоянием Будды.

В Тантрах Будда учил, что наивысшие качества просветления уже сейчас есть в уме, и нужно только удалить поверхностные завесы, которые удерживают нас от переживания Будда-природы собственного ума.

Философия

Благодаря развитию буддизма начали появляться более абстрактные идеи в отношении высшей реальности, достигаемой прозрением Будды. Сформировались две философские школы. Школа, основанная Нагарджуной (2 в. н.э.) получила название «системы срединного пути» . Другая, основанная братьями Асангой и Васубандху (4 в. н.э.), называлась «школой только сознания» .

Нагарджуна утверждал, что высшая реальность не выразима ни в каких терминах конечного существования. Она может описываться исключительно отрицательно как пустое (шунья) или пустота (шуньята). Асанга же и Васубандху утверждали, что ее можно определить и позитивно — через термин «сознание».

Кто провозгласил 4 благородных истины

По их мнению, все сущее представляет собой только идеи, ментальные образы, события во всеобъемлющем универсальном Сознании. У простого смертного сознание замутнено иллюзиями и напоминает запыленное зеркало. Но Будде сознание раскрывается в полной чистоте, свободное от замутнений.

Обе школы различают абсолютную и относительную истины. Абсолютная истина соотнесена с нирваной и постижима лишь через интуицию Будды. Относительная истина находится в пределах преходящего опыта, в котором обитают непросветленные существа.

Заключение

Традиции буддизма распространились из Индии по всем азиатским странам и культурам и оттуда уже по другим частям света. Центры различных буддийских традиций есть по всему миру.

Общее количество буддистов по большинству сведений около 400 миллионов человек. Сюда подходят ещё те многие, которые по различным причинам не могут официально назвать себя буддистами. Так, лишь в Китае около 150 миллионов буддистов, которые по существующим обстоятельствам едва ли могут открыто практиковать и заявлять об этом. Это количество постоянно растёт. Прежде всего, на Западе в последние годы повышается интерес к Буддизму.

В нашей стране целые регионы в Сибири исповедуют буддизм. Эта религия уже давно не является “заморской” для России. Она присутствует у нас несколько столетий. Целые народности, такие как: буряты, чуваши, удмурты и т.д. считают буддизм своей исконной, национальной религией. По общему числу своих последователей буддизм в России стоит на третьем месте после христианства и ислама.

В учении буддизма говорится, что источником зла для человека является его желание. Поэтому эта религия учит людей подавлять свои желания. Действительно, люди часто страдают от своих желаний. Но неверно утверждать, что все желания ведут к страданию, а тем более ко злу.

Кроме того, даже если испытываемое желание сопровождается страданием (например, в силу своей невыполнимости), нельзя думать, что оно пагубно по своей природе. Так мать, желающая увидеть сына или дочь, страдает, если ее желание не исполняется.

Но все-таки лучше, чтобы это желание, полное любви, было, чем чтобы его не было. Библия в принципе совершенно не против желаний. Главное, чтобы у людей были добрые желания, а не злые. Учение же Гаутамы Будды дает явно ошибочную трактовку желанию.

Буддизм, следуя личному примеру своего основателя Гаутамы, был и остается миссионерской религией. Вместе с индуизмом в наше время он оказывает большое влияние на жителей западных стран — Европы и Америки.

Буддизм является причиной появления разных культов и синкретических течений, поэтому мы должны обратить особое внимание на опасность заблуждений буддизма.

1. Благородная истина о страдании
2. Благородная истина о происхождении причин страдания
3. Благородная истина о возможности прекращении страдания и его причин
4. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания

Далай-лама XIV (лекция) - Вашингтонский университет

Собственно говоря, все религии имеют одинаковые побудительные причины к любви и состраданию. Хотя существуют зачастую весьма большие различия в области философии, основополагающая цель усовершенствования является в большей или меньшей степени той же самой. У каждого вероисповедания свои особые методы. Хотя наши культуры естественно разнятся, наши системы сближаются, потому что мир становится все теснее благодаря улучшению коммуникации, предоставляющей нам хорошие возможности учиться друг у друга. Думается, это весьма полезно.

Христианство, например, обладает многими практическими методами, используемыми во благо человечеству, особенно в областях образования и здравоохранения. Тут буддисты могут многому научиться. В то же время существуют буддийские учения о глубокой медитации и способах философского рассуждения, из которых христиане могли бы почерпнуть полезные техники совершенствования. В древней Индии буддисты и индуисты заимствовали многие положения друг у друга.

Поскольку эти системы в основном одинаково нацелены на благо человечества, нет ничего дурного в том, чтобы учиться друг у друга. Напротив, это поможет развить уважение друг к другу, поможет содействовать гармонии и единству. Поэтому я расскажу немного о буддийских идеях.

Корень буддийской доктрины в четырех благородных истинах: настоящие страдания, их причины, пресечение последних и пути к этому. Четыре истины состоят из двух групп следствия и причины: страдания и их причины, прекращение страданий и пути его осуществления. Страдание подобно болезни. Внешние и внутренние условия, приносящие болезненность, суть причины страдания. Состояние выздоровления от болезни есть пресечение страдания и его причин. Лекарства, излечивающие недомогание, являются правильными путями.

Основания, для того чтобы рассматривать следствия (страдание и его пресечение) ранее, чем причины (источники страдания и пути), состоят в следующем: прежде всего мы должны установить болезнь, подлинные муки, кои - суть первой благородной истины. Затем уже будет недостаточно лишь признавать болезнь. Ибо для того чтобы узнать, какое лекарство принимать, необходимо понять болезни. Значит, второй из четырех истин являются причины или источники страдания.

Недостаточным также будет установление причин болезни, вам нужно определить, возможно ли излечение недомогания. Это знание и есть как раз третий уровень, т. е. что существует правильное пресечение страдания и его причин.

Теперь, когда нежеланное страдание опознано, его причины установлены, затем стало понятно, что болезнь может быть вылечена, вы принимаете лекарства, которые являются средствами устранения недомогания. Необходимо быть уверенным в путях, которые приведут к состоянию освобождения от страданий.

Наиболее важным считается сразу установить страдание. В общем страдание бывает трех видов: страдание от боли, страдание от перемены и сложное, распространяющееся повсюду страдание. Страдание от боли - это то, что мы обычно принимаем за телесное или умственное мучение, например, головная боль. Желание освободиться от такого типа страдания свойственно не только людям, но и животным. Существуют способы избегать некоторых форм такого страдания, например, прием лекарственных препаратов, облачение в теплые одежды, устранение источника заболевания.

Второй уровень - страдание от перемены - это то, что мы поверхностно воспринимаем как удовольствие, но стоит приглядеться, чтобы понять подлинную суть страдания. Возьмите в качестве примера то, что обычно считается приятным - покупку нового автомобиля. Когда вы приобрели его, вы чрезвычайно счастливы, восхищены и удовлетворены, но по мере пользования им возникают проблемы. Если бы причины наслаждения были внутренними, тогда, чем больше вы пользовались бы причиной удовлетворения, тем соответственно больше должно было бы увеличиваться ваше наслаждение, но этого не происходит. Привыкая все больше и больше, вы начинаете испытывать неудовольствие. Следовательно, в страдании от перемены тоже проявляется сущность страдания.

Третий уровень страдания служит основанием для первых двух. Он отображает наши собственные ментальные и физические загрязненные совокупности. Его называют сложным, распространяющимся повсюду страданием, поскольку он наполняет собой и прилагается ко всем типам перерождения существ, входит в состав базиса нынешнего страдания, а также вызывает будущее страдание. Нет никакого способа выбраться из этого типа страдания, кроме как прекратить череду перерождений.

Эти три типа страдания устанавливаются в самом начале. Таким образом, нет не только чувств, которые бы отождествлялись со страданием, но также нет ни внешних, ни внутренних феноменов, в зависимости от которых возникали бы такие чувства. Сочетание умов и ментальных факторов называется страданием.

Каковы же причины страдания? В зависимости от чего оно возникает? Среди них кармические источники и беспокоящие эмоции - вот вторая из четырех благородных истин о подлинной причине страдания. Карма, или действие, состоит из телесных, словесных и умственных деяний. С точки зрения настоящей действительности, или сущности, деяния бывают трех видов: добродетельные, недобродетельные и безразличные. Добродетельные деяния - это те, которые вызывают приятные или добрые последствия. Недобродетельные деяния - это те, которые вызывают мучительные или плохие последствия.

Тремя главными беспокоящими страстями являются омрачение, желание и ненависть. Они выплескиваются и многими другими типами тревожных эмоций, таких как зависть и неприязнь. Для того чтобы приостановить кармические действия, нужно пресечь эти беспокоящие страсти, выступающие в качестве причины. Если сопоставить карму и буйные эмоции, то главной причиной страдания явятся последние.

Когда вы задаетесь вопросом о том, возможно ли устранить беспокойные страсти, то вы уже касаетесь третьей благородной истины, подлинного прекращения. Если бы тревожащие эмоции располагались в самой природе ума, то их нельзя было бы удалить. Например, если бы ненависть пребывала в природе ума, то тогда мы долго испытывали бы потребность в ненависти, но такого явно не происходит. То же самое верно и относительно привязанности. Следовательно, природа ума, или сознание, не осквернена загрязнениями. Загрязнения поддаются удалению, годятся быть устраненными из основания, ума.

Понятно, что хорошие отношения противоположны плохим. Например, любовь и злоба не могут возникать одновременно в одной и той же личности. Пока вы испытываете злобу к некоему объекту, вы не сможете в тот же момент почувствовать любовь. И наоборот, пока вы переживаете любовь, вы не можете чувствовать злость. Это указывает, что данные типы сознания являются взаимоисключающими, противоположными. Естественно, когда вы станете более склоняться к одному типу отношений, другой - будет ослабевать и ослабевать. Вот почему, практикуя и умножая сострадание и любовь - добрую сторону разума, - будешь автоматически искоренять другую ее сторону.

Итак, установлено, что источники страдания могут постепенно устраняться. Полное исчезновение причины страдания есть правильное прекращение. Таково конечное освобождение - это подлинное, мироуспокоительное спасение. Вот третья из четырех благородных истин.

Каким же путем вам следует направиться, чтобы достичь этого прекращения? Поскольку недостатки проистекают преимущественно из-за деяний ума, то и противоядие должно быть ментальным. В самом деле, нужно узнать о конечном существовании всех феноменов, но наиболее важно познать конечное состояние ума.

Вначале вам необходимо заново, непосредственно и в совершенстве осознать недвойственную, абсолютную природу ума таким в точности, каков он есть. Это путь видения. Затем, на следующем уровне, такое восприятие становится обычным. Это уже - путь медитации. Но прежде этих двух уровней необходимо добиться и двойственной медитативной устойчивости, которая является единством успокоения и особого прозрения. Говоря в общих чертах, это необходимо сделать для того, чтобы иметь силовое умудренное сознание, для чего нужно прежде всего развивать устойчивость сознания, называемую успокоением.

Таковы уровни пути - четвертой благородной истины, требуемой для осуществления третьей благородной истины - истины прекращения, которая в свою очередь устраняет первые две благородные истины, а именно: страдания и их причины.

Четыре истины - суть основной структуры буддийской доктрины и практики.

Вопрос: По крайней мере внешне, кажется, есть различие между буддийским принципом устранения и важностью для Запада иметь цель в жизни, которая подразумевает, что желание есть благо.

Ответ: Существуют два типа желания: один лишен разума и смешан с буйными страстями, второй - это когда вы смотрите на хорошее как на хорошее и пытаетесь достигнуть его. Последний тип желания правилен с учетом того, что любой живущий вовлечен в деятельность. К примеру, полагать, что материальный прогресс, основанный на понимании того, что этот прогресс служит человечеству и, значит, хорош, - также верно.

Есть ли на свете хоть одно живое существо, которое не испытывает страдания?

Страдания проявляются во всём. Можно возразить: нет, есть вещи, которые приносят мне больше радости, чем страданий. Вы боитесь потерять эти вещи? Пока мы живём, мы вынуждены страдать.

Ошибочно думать, что смерть – последнее из страданий, мы обязательно переродимся. А значит, страдания последуют за нами даже на Небеса. Одно из страданий богов Мира Желаний – предвидеть свою будущую смерть.

Страдания же в аду наивысшие, и смерть здесь может показаться лишь избавлением от мук. Человек, осознавая жизнь в страданиях, однажды задумывается: "Почему я страдаю? С какого-то момента страдания начали наполнять мою жизнь, может быть, я стал обращать на них внимание. Радости, к которым я стремился, растворяются как миражи.

Жизнь полна страданий – зачем обманывать себя? Можно пытаться не замечать этого, искать что-то новое, но я не хочу, я хочу разобраться в себе. Если жизнь бессмысленна, то смерть ещё бессмысленнее.

Поэтому, несомненно, смысл в самой жизни должен быть.

Но родился я ведь не для того, чтобы страдать. Необходимо найти выход из этого лабиринта страданий. Где же выход?" Так человек начинает искать путь избавления от страданий, и, чаще всего, это заканчивается обращением к "национальной" религии. Люди не желают страданий, но кто знает, как покончить с ними навсегда?

************
Две с половиной тысячи лет назад Мудрец из рода Шакья – Архат, Самый Почитаемый, Татхагата, Учитель Богов и Людей, Познавший все Миры, Непревзойдённый – Будда Шакьямуни объявил, что есть путь избавления от всех страданий.

Будда объяснил своим ученикам, которых сначала было пятеро,

Четыре Благородные Истины:

1. истину о страдании;

2. истину о причине (о происхождении) страданий;

3. истину о прекращении страданий;

4. истину о пути, ведущем к прекращению страданий.

Четыре Благородные Истины были объяснены Буддой в трёх циклах, или оборотах Колеса Закона.

Первый цикл – раскрытие значения Благородных Истин – законов, действительных для всех миров Вселенной, абсолютных для всех миров.

Второй цикл – объяснение Благородных Истин как пути: страдания следует осознать, затем надо устранить причины этих страданий; для полного прекращения страданий необходимо реализовать Освобождение-Отдаление, для этого Буддой открыт Благородный Восьмеричный Путь, в практике которого надо совершенствоваться.

Третий цикл – раскрытие Благородных Истин как плода: Будда осознал все страдания, он устранил причины своих страданий; он достиг Освобождения, отдалившись от жажды желаний, жажды существования и жажды не-существования; он достиг совершенства в практике Благородного Восьмеричного Пути.

Понять, практиковать и овладеть в совершенстве Четырьмя Благородными Истинами – значит понять Учение Будды, практиковать его и реализовать природу Будды.

Из "Дхаммачаккапаваттана Сутта" ("Сутра о Начале Вращения Колеса Закона"):

"(1) Монахи, вот Благородная Истина о Страдании: рождение есть страдание, старение есть страдание, [болезнь есть страдание], смерть есть страдание. И горе, и скорбь, и физическая боль, и душевная боль, и отчаяние есть страдание. С нелюбимым быть – страдание, с любимым разлука – страдание; не получать того, чего желаешь – страдание.

Говоря кратко, Пять Накоплений Захваченности (санскр. скандха, пали кхандха) есть - страдание (пали дуккха).

"Now this, monks, is the noble truth of stress: Birth is stressful, aging is stressful, (в др. переводе: sickness is suffering), death is stressful; sorrow, lamentation, pain, distress, & despair are stressful; association with the unbeloved is stressful (в др. переводе: association with the loathed is suffering), separation from the loved is stressful, not getting what is wanted is stressful. In short, the five clinging-aggregates are stressful.

(2) А вот, монахи, Благородная Истина о Причине Страданий.

Это Жажда (пали танха; т.е. желание приятных ощущений и нежелание неприятных), которая ведёт к последующему Становлению (пали бхава; т.е. обретение существования), она сопровождается сильным душевным волнением и переживанием удовольствия, она ищет наслаждений то здесь, то там.

Другими словами, это жажда к чувственным удовольствиям, жажда к становлению (т.е. к бытию) и жажда к не-становлению (к небытию).

"And this, monks, is the noble truth of the origination of stress: the craving that makes for further becoming – accompanied by passion & delight, relishing now here & now there – i.e., craving for sensual pleasure, craving for becoming, craving for non-becoming.

(3) А вот, монахи, Благородная Истина о Прекращении Страданий. Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это Освобождение с отдалением от той самой жажды (Освобождение-Отдаление).

"And this, monks, is the noble truth of the cessation of stress: the remainderless fading & cessation, renunciation, relinquishment, release, & letting go of that very craving.

(4) А вот, монахи, Благородная Истина о Пути Практики, Ведущем к Прекращению Страданий.

Это есть Благородный Восьмеричный Путь:

1. Правильный Взгляд (пали диттхи),

2. Правильный Настрой (пали санкаппа),

3. Правильная Речь (пали вача),

4. Правильные Действия (пали камманта),

5. Правильная Жизнь (пали аджива),

6. Правильные Усилия (ваяма),

7. Правильное Сосредоточение Внимания (пали сати),

8. Правильное Самадхи (пали самадхи)".

"And this, monks, is the noble truth of the way of practice leading to the cessation of stress: precisely this Noble Eightfold Path – right view, right resolve, right speech, right action, right livelihood, right effort, right mindfulness, right concentration".

Текст дублируется переводом Тханиссаро Бхиккху с пали на английский язык.


sìshèngdì, сы-шен-ди Японский : 四諦
ситай Вьетнамский : Tứ Diệu Đế
Буддизм
Культура
История
Философия
Люди
Страны
Школы
Храмы
Понятия
Тексты
Хронология
Проект | Портал

Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни ), четыре истины Святого - одно из базовых учений буддизма , которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так : существует страдание; существует причина страдания - желание; существует прекращение страдания - нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, - восьмеричный путь.

Они приводятся в самой первой проповеди Будды «Сутре запуска Колеса Дхармы ».

Первая благородная истина о страдании

И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! - тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий.

Таким образом, причина неудовлетворённости состоит в жажде (танха ), которая приводит к непрерывному пребыванию в сансаре . Удовлетворение желаний очень скоротечно и через короткое время приводит к появлению новых желаний. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растут страдания.

Источник плохой кармы часто лежит в привязанности и ненависти. Их последствия приводят к неудовлетворённости. Корень же привязанности и ненависти - в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истины, ошибочное понимание реальности.

Третья благородная истина о прекращении

Истина о прекращении дуккха (дуккха ниродха (санскр. निरोध , nirodha IAST ), пали dukkhanirodho (nirodho - «прекращение», «затухание», «подавление»)). Благородная истина о прекращении беспокойной неудовлетворённости: «Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это освобождение с отдалением от той самой жажды (освобождение-отдаление)».

Состояние, в котором нет дуккха, достижимо. Устранение загрязнений ума (ненужных привязанностей, ненависти, зависти и нетерпимости) - это и есть истина о состоянии за пределами «страдания». Но мало просто так прочитать об этом. Чтобы понять эту истину, нужно использовать медитацию на практике, чтобы очистить ум. О том, как реализовывать это в повседневной жизни, говорит четвёртая истина.

Некоторые монахи, странствовавшие с Буддой, понимали третью истину неверно, как полный отказ от всех желаний вообще, самоистязание и полное ограничение всех потребностей, поэтому Будда в своей речи предостерегает от такого толкования (см. цитату ниже). Ведь даже сам Будда имел желания есть, пить, одеваться, постигать истину, и т.д. То есть тут важно отделить правильные желания от неправильных, и следовать "срединному пути", не вдаваясь в крайности.

Четвёртая благородная истина о пути

Истина о пути, ведущем к прекращению дуккха (дуккха ниродха гамини патипада марга (санскр. मार्ग , mārga IAST , буквально «путь»); пали dukkhanirodhagāminī paṭipadā (gāminī - «ведущий к», paṭipadā - «путь», «практика»)).

И вот, о братья, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. Истинно! - то благородный Восьмеричный Путь - истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение. Такова, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби.

Следовать «срединному пути» - значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями ; значит не впадать в крайности.

И вот Всеблагой обратился к окружающим его пяти монахам и сказал:

Две есть крайности, о братья, которым не должен следовать тот, кто отрекся от мира. С одной стороны, - влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от всего более, от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений. С другой стороны, путь самоистязаний, недостойный, мучительный, бесплодный.

Есть средний путь: о братья, далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным - путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване!

Каков же тот средний путь, о монахи, - путь далекий от обоих крайностей, возвещенный Совершенным, что ведет к Совершенству, к возвышенной Мудрости, к душевному миру, к совершенному пробуждению, к Нирване?

Истинно! То восьмеричный Благородный путь: истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение

Отрицание четырёх благородных истин

Сутра сердца , которой придерживаются ряд махаянских школ, отрицает четыре благородные истины («нет ни страдания, ни причины страдания, ни прекращения страдания, ни пути»), что, как указывает Е. А. Торчинов , звучало кощунственно или даже шокирующе для последователей