Формирование образа буквы: как научить ребенка писать правильно. Игры с буквами Предметный образ буквы у

07.02.2024

Фавзана Аюпова

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы , путают похожие по написанию буквы , пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы , можно провести с детьми следующие игры и упражнения .

1. Называние буквы . Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой . Буквы называем кратко , без призвуков «ы» , «э» , демонстрируем черно – белый печатный вариант.

Дети находят названные буквы на гранях кубиков

2. Просим назвать, на что похожа буква . Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы . Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы :

Ж – Жук летает над лужком

Он устал ходить пешком.

З – буква «З» - замок висячий,

Ищем ключик ей в придачу.

Буквы "Г" я не боюсь,

Буква "Г" не злой,а добрый гусь!


3. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква , как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву . Ощупывая объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами.

4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы , изготовленной из бархатной бумаги.


5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы : обведение трафарета буквы ;


вырезание буквы ножницами ;

лепка из пластилина,

выкладывание из семян.

Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры :

Пантомима «Живая буква » (дети изображают букву всем телом ) ;


- Изобрази букву пальцами ;


Определение буквы , написанной на спине, ладони : «Какую букву я написала ;


Узнавание букв , написанных разными шрифтами;

Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях .


Данная работа в "Мастерской букв " дает свои положительные результаты : дети хорошо запоминают буквы и не путают их .

Литература

Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет, Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007

Приемы запоминание графического облика букв

Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.

Первый из них – обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурации буквы помогают следующие приёмы:

  1. поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?);
  2. сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);
  3. сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая буква?);
  4. поиски буквы в общеклассной и индивидуальной кассах (Найди домик, в котором живет буква.);
  5. конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву.);
  6. печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву.);
  7. распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке, в тексте.);

Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв, - регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учениками букв? Психолог Т.Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создаётся ассоциативная цепь: фонема – артикуляция – буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребёнок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедеятельными процессами и точно представляет себе зрительный образ – букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев её, ребенок тут же соотнесёт графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией.

Задача учителя заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить. Поэтому на каждом уроке чтения и письма я отвожу специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному интересному построению такого этапа урока, направленного на повторение изученных звуков и букв, помогают дидактические игры. Они настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы; анализировать её конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.

Поймай букву.

Оборудование: карточки с текстами из газет, старых книг.

Описание игры. Все ученик получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.

Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, а другую подчеркивают.

Буквы – подружки.

Оборудование: на доске выставляются два столбика букв: во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.

Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву – подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их верёвочкой – соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.

Может быть и такой вариант игры: оборудование для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит подружек раньше других.

Напиши в воздухе.

Описание игры. Учитель предлагает вызванному ученику представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую – либо букву. Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.

Напиши букву, с которой начинается название предмета.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, дети определяют первый звук в слове – предмете (можно второй, третий, последний) и записывают соответствующую печатную букву. Игру можно проводить в виде соревнований трех – четырех учеников у доски, а можно включить в неё весь класс, организовав по окончании взаимопроверку в парах.

Угадай букву.

Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят к водящему и пальцем пишут буквы по его ладони. Тот, чью букву не отгадали, становиться водящим.

Полубуковка.

Оборудование: ширма с размером тетрадный листок, карточки букв из кассы.

Описание игры. Учитель прячет карточку с буквой за ширму, потом выдвигает ее из – за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.

Выбирай правильно.

Описание игры. На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них – в зеркальном отображении. Вызванный ученик стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.

Как из одной буквы сделать другую.

Описание игры. На доске написаны печатные буквы. Веселый карандаш предлагает подумать, как из одной буквы сделать какую – нибудь другую. Дети по очереди подходят к доске. Дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют: «Из буквы Г я сделал букву П, из буквы Г- Т, П, Б; из Р – В, Ф,; из К – Ж;, из Ъ- В, Б; из С – О, Ю, Ф; из Ю – Н, П, Т, О и т. д,

Пишу – печатаю.

Описание игры. К доске выходят два ученика: один из них пишет, а другой «печатает» букву, названную учителем. Все остальные находятв кассах. Если дети у доски хорошо справляются с работой, то получают право выбрать следующую пару участников игры и дать ей задание. Если кто – то из пары ошибается, следующую пару и задание подбирает учитель.

Буква заблудилась.

Оборудование: карточки изученных букв.

Описание игры. На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, а среди них одна, которая обозначает согласный звук. Дети должны определить. Какая буква «заблудилась».

Терем – теремок.

Оборудование: картонный домик с открывающейся дверью. На тыльной стороне домика, под порогом, приклеена полоска бумаги (карман), куда можно вставить карточку с буквой.

Описание игры. Учитель показывает детям теремок (дверь закрыта), открывает дверь, в поёме которой показывается заранее вставленная буква, например М. Учитель спрашивает словами из сказки: «Кто – кто в теремочке живёт? Кто – кто в невысоком живёт?» Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующего звука: мышь, медведь, муравей, муха и др.

Учитель закрывает дверь, меняет букву, и игра продолжается.

Предварительный просмотр:

Недочёты детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в игре и отчасти через гимнастику.

Ниже приводятся игровые упражнения для выработки правильного дыхания. При их выполнении необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи, осуществлял вдох через нос, живот при этом надувается, выдох – уменьшается. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений – 3-5 минут. Помните: ребёнок не должен надувать щёки.

  1. «Задуй свечку» (или дуть на вертушки, лёгкие шарики, бумажные колпачки, ватные шарики, подвешенные горизонтально на нитке, полоски бумаги).
  2. «Мишка учит буквы» (произносить гласные с разным тембром и интонационной окраской: как большой медведь, как малая медведица, как маленький медвежонок).
  3. «Немое кино» (узнать по артикуляции гласный звук и произнести его длительно – на выдохе).
  4. «Шину прокололи» (вдох – ш-ш-ш-ш).
  5. «Перекличка животных и птиц» (услышав название животного, на медленном выдохе произнести звукоподражание).
  6. «Надуем воздушный шар» (на вдохе надуть живот, на выдохе расслабить мышцы живота; ребёнок контролирует область диафрагмы ладонью).

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем, (вдох)

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко …ровно …глубоко.

  1. «Трубач» (поднести к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом; вдох через нос, на выдохе медленно дуем в трубу: «пФ»).
  2. «Жук» (сидя на стуле поднять руки в стороны, немного отведя их назад, сделать вдох; выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж», одновременно опуская руки вниз).
  3. «Комарик». (Ребёнок сидит, обхватив ногами ножки стульчика; руки - на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик – «з-з», быстро вернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.)
  4. «Топор». (Ребёнок стоит, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор». Произнести: «Ух!» -- на длительном выдохе.)
  5. «Ворона». (Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить – выдох. Произнести: «Кар!».)
  6. «Гуси». (Ребёнок сидит, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести: «Га!». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести: «Го!»; «Гы!».)

Необходимо приучать детей говорить не торопясь, делать вдох через нос перед началом фразы.


Тема: Письмо строчной буквы «У». (7 ВОПРОС)

Цель : научить писать строчную букву «У»

Задачи : 1) продолжить работу по каллиграфическому письму

2) продолжить работу по формированию речи

Ресурсы : 1) пропись к русской азбуке №2.

2) методическое пособие

Актуализация знаний Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием ещё одной буквы нашего алфавита. А для того, чтобы узнать букву отгадайте загадку.

Пестрая крякушка,

Ловит лягушек,

Ходит в развалочку, спотыкалочку.

Какой первый звук в слове? Утка [ у ]

Постановка темы и цели урока. Какой это звук? Что вы знаете? Гласный, не встречает преград , поётся.

Вы уже догадались, какую букву будем писать? У

Назовите тему нашего урока. Письмо буквы «у»

Какая цель урока сегодня? Научиться писать букву «у»

Изучение нового материала.(обучение письму строчной буквы «у») Давайте обратимся к прописи стр.11

Посмотрите на букву.

Сравнение печатных и письменных букв.

Из скольких элементов состоит буква? Из 2 элементов

Какие элементы встречались?

Показ на доске.(обратить внимание на то, как предотвратить типичные ошибки учеников)

Ставим ручку сверху рабочей строки и проводим короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, доводим до верхней линии рабочей строки. Проводим удлиненную линию с петлей внизу .



Давайте сначала пропишем отдельные элементы буквы в воздухе, а затем всю букву целиком.

Возьмите прописи и обведите элементы буквы.

Работа в прописи.

(письмо слогов по образцу в прописи, работа со словами данными в прописи) Сейчас мы с вами напишем букву «у» с соединением. Сначала с верхним соединением буквы с заглавной буквой « А», а затем со строчной буквой «а».

Ребята, прочитайте слова в прописи. Утка, бусы.

Сколько букв, звуков в первом слове? 4.

Во втором слове? 4

Сколько слогов в первом слове?

Сколько слогов во втором слове?

Составьте предложения с этими словами.

Тема: Письмо заглавной буквы М.
УМК:
Школа России

Класс: 1

Цель: Научить писать заглавную букву М.

Задачи:

1. Познакомить с элементами написания заглавной буквы М.

2. Учить различать написание строчной и заглавной буквы М.

3. Сформировать связь элементов буквы М с окружающей нас средой.

4. Продолжить работу над формированием каллиграфического письма.

Подведение к теме урока Игра «Доскажи словечко»

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь) Регулятивные

В подполье, в коморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? … (Мышка)

– Что объединяет все эти слова?

– Произнесите первый звук слова «медведь». С какого звука начинается слово? Какой он?

– Дайте характеристику этому звуку. Познавательные

– Произнесите первый звук слова «мышка». Коммуникативные

Дайте характеристику этому звуку.

У меня на доске вы видите изображения медведя и мышки и карточки со звуками, соотнесите звук с картинкой.

– Какой буквой обозначаются эти звуки?

Формирование зрительного образа заглавной буквы М в памяти обучающихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырёх форм буквы «М»: малой и большой печатных, строчной и прописной (заглавной) письменных.

– Чем они похожи? Чем отличаются? Регулятивные

– Скажите, из каких элементов состоит прописная буква «М»?
- Какие элементы нам уже встречались при написании других букв?
- Откройте прописи на стр. 7
- Мы с вами уже знакомы с написанием строчной буквы м, какие элементы вам уже знакомы?
- Как вы думаете, чем строчная буква м отличается от заглавной?
- Давайте еще раз проговорим, из каких элементов состоит буква м, только уже заглавная.
- Давайте сейчас попробуем сконструировать на доску нашу заглавную букву м.

Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти обучающегося.

Послушайте стихотворные строчки:

Ходят белые барашки по горам,

Словно пенные барашки

По волнам.

– Рисунок показывает, какие бывают волны: верх у них как белая пена.
- Посмотрите внимательно на изображение, как вы думаете на какие элементы буквы М похожи волны?
- А где еще в жизни вы видели элементы буквы М?

Подготовка к письму:

Упражнения для подготовки кистей рук к письму:

А) Идёт по парте человек,

Передвигая ножки.

А, если ножки смотрят вверх,

То получились? Рожки!

Б) Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке,

Будут буковки писать.

В) Пара ножниц есть у нас,

Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный?

Проверка посадки:

– Руки? (На месте)

– Ноги? (На месте)

– Локти? (У края)

– Спина? (прямая)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Посмотрите вверху страницы, у нас проиллюстрированы элементы написания буквы М, давайте их обведем, не забывайте про стрелки помощники.

Вот и настал новый учебный год. Первое сентября - это праздник, за которым неизбежно наступают учебные будни. И не всегда этот процесс и у детей, и у взрослых вызывает положительные эмоции.

Уже на первых этапах обучения ребенок сталкивается с трудностями различного характера: кому-то трудно организовать себя во время урока, кто-то не может понять математическое задание, а у кого-то обнаруживаются затруднения при обучении чтению или письму. Именно на трудностях усвоения навыка письма мне хочется остановиться.

Все получается у первоклашки: задачи и примеры «щелкает как орешки», стихи заучивает с легкостью, а вот с буквами он «не дружит». Трудно запомнить в какую сторону та или иная буква повернута, куда надо вести линию при написании определенных элементов буквы. Если в этот момент не помочь малышу, то у него в недалеком будущем, а точнее к концу обучения в первом классе, может сформироваться стойкое нарушение письма - дисграфия.

В предыдущей статье я уже упоминала термин « дисграфия», говорила о том, какие ошибки на письме должны насторожить родителей и учителей, с какими ошибками в письменных работах необходимо обращаться к логопеду. Дисграфия чаще встречается у учащихся начальной школы. Важно помнить, что дисграфия - это стойкое нарушение письма. Оно мешает детям успешно овладеть письмом. В случае, если это нарушение не исправить на начальном этапе обучения, оно может проявиться в более зрелом возрасте, при обучении в старших классах.

Первый человек, который должен обратить внимание на специфические ошибки в письменных работах учащихся - учитель класса. Он забьет тревогу и посоветует родителям обратиться за помощью к логопеду. В моей практике встречались ученики с различными проявлениями дисграфии: одни дети пропускали буквы и даже слоги в словах, другие - писали буквы и цифры в обратную сторону, третьи - в предложении все слова писали слитно, а четвертые - не могли запомнить, как пишутся буквы (вместо т писали п, вместо д - б), были и такие учащиеся, которые переставляли слоги в словах. В результате таких перестановок в их письменных работах появляются слова, не соответствующие содержанию, например, вместо «кто» они пишут «кот», а вместо слова «магазин» в тетради появляется «магазим».

Причины ошибок

Их много, и они носят различный характер.

Замены на письме букв , обозначающих близкие по звучанию звуки, например л - р, б - п, м - мь, ч - ть и т. д., могут происходить в результате логопедических нарушений: нарушение звукопроизношения или фонематического восприятия (слышит один звук, а воспроизводит другой).

В основе таких нарушений могут лежать и психологические особенности развития ребенка: недостаточный самоконтроль, неумение совмещать несколько операций в процессе выполнения одного действия, например, диктовать себе и писать, контролируя правильность написания безударных гласных в корне слова. Отсюда следует, что в процессе коррекционной работы может понадобиться помощь нескольких специалистов.

Замены букв , сходных по оптическому признаку (сходные по написанию буквы), например: л - м, б - д, о - а.

«Зеркальные» ошибки , например: З-Є, С-Э (написание букв в обратную сторону).

Пропуски или добавление элементов букв , например: и - ш, ш - щ, п - m.

В основе этих нарушений лежит несформированность зрительно-моторных функций, нарушение моторики и пространственного восприятия, а также явное или скрытое левшество.

Почему важно научиться писать

Давайте вернемся с вами к началу обучения. Редко кто-то из взрослых вспомнит, как он начинал учиться читать или писать. Владение речью является залогом успеха во всех областях человеческой деятельности. Разные виды речевых умений формируются по-разному. Одними умениями можно овладеть по подражанию, другими - в ходе специальных занятий.

Остановлюсь на процессе письма. Письмо является одним из видов речевой деятельности, которым овладевают в ходе специального обучения.

Это очень сложный многоэтапный процесс. Если говорить профессиональным языком, в этот процесс входит соотнесение мысли со структурой предложения, деление предложения на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание этих звуков, соотнесение звука со зрительным образом буквы и воспроизведение рукой зрительного образа буквы. А если говорить кратко: услышали предложение - написали его. У взрослых эти процессы происходят автоматически. Они не задумываются и не вспоминают, как пишется та или иная буква. У взрослых сформирован образ буквы.

Формирование образа буквы: почему необходимо?

Формирование образа буквы - один из способов предупреждения нарушения письма у младших школьников. На ранних этапах обучение письму может доставлять множество огорчений как самим первоклассникам, так и их родителям и учителям. Чаще всего трудности возникают у тех детей, которые невнимательны, плохо ориентируются в пространстве (путают право - лево) или на листе бумаги (не понимают, где низ, где верх), у которых плохо развита мелкая моторика. Такие учащиеся с трудом справляются с пуговицами и со шнурками, не любят рисовать, неправильно держат карандаш или ручку.

Для развития мышц мелкой моторики существуют специальные упражнения. Лепка, изготовление аппликаций, составление рисунков из мозаики способствуют развитию руки. В дошкольном отделении школы, где я работаю, развитию мелкой моторики уделяется большое внимание как со стороны учителей, так и со стороны психологов и логопедов на специальных занятиях. От того, насколько развита рука малыша, зависит успех в овладении письмом в школе.

Более сложная работа начинается в школе, когда дети учатся писать элементы букв, а потом и буквы. На этом этапе особое внимание надо обращать на наклоны букв, их размеры и расстояние между элементами. От успешности подготовительного периода зависит хороший результат основного этапа, когда дети будут учиться писать целые слова.

Но выучить буквы - это не значит научиться читать и писать. Каждая буква на уроке разбирается на знакомые элементы, которые потом соединяются между собой. Написание отдельных элементов затруднений не вызывают, дети следят только за размерами, наклоном и шириной букв. Написание правильных красивых букв - первый шаг к овладению письмом. На этом этапе формируется образ буквы. Необходимо, чтобы ребенок понял принцип письма, научился соотносить звуки и буквы. Ему надо объяснить, что всем буквам (кроме ъ и ь) соответствуют определенные звуки и наоборот, звуки обозначаются определенными буквами.

Когда стоит беспокоиться

При списывании необходимо, чтобы первоклассник обязательно перечитывал написанное и соотносил с образцом, так как дети могут пропускать, заменять или дублировать буквы и слоги. Если такие ошибки, как пропуск и перестановка букв, можно объяснить невнимательностью, отсутствием привычки к проговариванию, то замены букв на письме должны послужить серьезным поводом для беспокойства и для обращения за помощью к логопеду. Более точно установить причину таких ошибок могут только специалисты в школе - учителя, логопеды, психологи.

Если ученик систематически использует при письме вместо одной буквы другую (б вместо д, ш вместо щ, и вместо у и т. д.), необходимо прежде всего выяснить причину этой ошибки. Для того, чтобы это определить, надо попросить ребенка произнести следом за взрослым отдельные звуки или слоги, обозначаемые этими буквами. Если задание выполнено правильно, значит, ребенок слышит и улавливает разницу между звуками и путает лишь буквы. Буквы рукописного шрифта - это различные комбинации определенных элементов, принятых в графической системе языка. В случае замены букв ученику надо напомнить, каким знаком обозначается на письме данный звук.

В школе знакомство с буквами необходимо проводить параллельно с изучением соответствующего звука, что позволяет добиться более быстрого запоминания зрительного образа.

Какие ошибки самые частые

На письме учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв у-и, б-д и т. д. Это можно объяснить тем, что в строчных буквах русского алфавита (и, ш, а, в) элемент, опускающийся ниже строчки, встречается чаще, чем верхний элемент букв у и д. Изначально же написание б и д одинаково, поэтому рука автоматически опускается вниз и завершает букву нижним элементом. В результате в тетради учитель увидит запись: «Домашняя радота» вместо «Домашняя работа», то есть происходит замена письменных строчных букв б-д.

С переходом на стадию связанного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с повышением темпа и увеличением объема письменных работ. Смешение букв снижает не только качество письма, но и чтения, хотя существуют различия между печатными и письменными буквами. При отсутствии коррекционных и профилактических мер они тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.

Как бороться?

Чаще всего у детей, делающих такие ошибки, не сформировался на начальных этапах обучения образ буквы. Ребенку необходимо объяснить, что каждая буква - это особый рисунок. Вместе с тем буквы похожи на небуквенные изображения: буква о похожа на обруч, а буква ю на юлу и т. д. Если у первоклассника сформированы образы букв, то в дальнейшем это поможет избежать замены букв в его письменных работах. Сначала можно попросить детей изобразить то, что у них ассоциируется с той или иной буквой или звуком, который обозначает эта буква. Потом детям предлагаются рисунки, обобщающие их ассоциации. На этих рисунках буквам соответствуют похожие на них предметы, животные и т. д. для закрепления этой связи сочиняются стихи.

Некоторые примеры рисунков и стихов, которые помогают сформировать образ буквы, представлены ниже. Дальше вы можете сами пофантазировать, как это делаем мы в школе вместе детьми.

Рисунки и стихи, которые формируют образ буквы

Демонстрируя первоклашкам сходство и различие при написании букв Э и С, тем самым мы формируем образ этих букв и предупреждаем «зеркальность» Э и С. Очень хороший результат дает лепка этих букв.

Первое знакомство с Ъ и Ь знаками происходит в период знакомства с буквами. Эти буквы не обозначают звуков. Значит, при замене на письме Ъ и Ь знаков надо опираться только на сходство и различие в написании этих букв. При формировании образов Ъ и Ь рекомендуется обратиться к стихам. Лепка букв тоже поможет запомнить их написание. Позднее, узнав правила написания Ъ и Ь, учащиеся будут различать их, опираясь на эти правила.

Замены на письме букв Ш и Щ - очень распространенная ошибка. Кроме того, эта ошибка может проявляться в более зрелом возрасте, если не проводить коррекционную работу на начальном этапе обучения письму. В своей работе я провожу параллель между звуками и буквами, которые эти звуки обозначают. Говорю детям о том, что эти звуки относятся к одной группе: шипящие, но один из них - твердый, а другой - мягкий. Условно, слышим мягкий звук Щ - не забываем писать «петельку» у буквы, как бы обозначаем мягкость. Твердый звук обозначается буквой Ш без «петельки».

Неумение различать заглавные буквы У и Ч так же, как и неспособность дифференцировать букв Ш - Щ, можно увидеть в письменных работах у учащихся средней школы. Формирование образа заглавной буквы У ассоциируется со звуком У (при произнесении звука У губы вытянуты вперед, и при написании буквы нижний элемент «смотрит» вперед). В этой работе поможет рисунок.

При формировании образа заглавная буква Ч смотрим на изображение «чайника»: носик - впереди, а ручка - сзади. Так же и у буквы Ч верхний элемент «смотрит» вперед, а нижний - назад.

При замене строчных букв П-Т обратите внимание на количество элементов в этих буквах. Буква П ассоциируется со словом «пара» (два элемента в букве), а буква Т - со словом «три» (три элемента в слове). Рисунки и стихи тоже помогут в формировании образов этих букв.

Строчные буквы Б и Д отличаются только одним элементом, поэтому замены этих букв на письме встречаются очень часто. При знакомстве с этими буквами именно на эти элементы надо обратить внимание учащихся. Строчная буква Б похожа на белочку, которая держит хвостик вверх. Обратить внимание на рисунок. Строчная буква Д похожа на дятла, а у дятла хвостик опущен вниз. Если ребенок нарисует такие рисунки, слепит буквы из пластилина, у него сформируется правильные образы букв.

Найди букву

Оборудование: набор букв (печатных, рукописных).

Педагог в произвольном порядке располагает на наборном полотне буквы (каждая из них может встречаться несколько раз). Детям предлагается сосчитать, сколько раз встречается на доске та или другая буква, названная педагогом.

Выигрывает тот, кто в течение всей игры давал наиболее правильные ответы.

Сложи буквы

Оборудование: у каждого ученика конверт с несколькими (три-пять) элементами букв, вырезанными из картона.

Педагог предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них нужно сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первым правильно справится с заданием.

Сортировка букв

Оборудование: у каждого ученика на парте три-четыре пары букв (рукописные и печатные), наклеенных или написанных по одной на карточке.

Педагог предлагает ученикам разложить все буквы в три-четыре столбика так, чтобы в одном столбике была одна и та же буква в разном написании. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит все буквы.

Оборудование: мел.

Ведущий предлагает детям «прошагать» алфавит, на каждый шаг по порядку называя одну букву. При первой же ошибке игрок выбывает из игры, а то, насколько далеко он продвинулся, фиксируется отметкой мелом на полу. Выигрывает тот, кто сможет без ошибок «прошагать» весь алфавит.

Кто точнее?

Оборудование: набор букв.

Педагог вызывает по одному представителю команд и предлагает им произвольный набор из пяти букв, которые они как можно быстрее и точнее должны расположить в порядке алфавита. Затем вызывается вторая пара игроков, им также предлагаются комплекты букв и т.д. По сумме результатов определяется команда-победительница.

Поможем зверям

Оборудование: картинки, изображающие животных, с подписями.

Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»

Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав алфавит.

Примерный материал: слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, еж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа и др.

Кто за кем?

Оборудование: набор букв.

Каждый ученик, называя свою фамилию, определяет, с какой буквы она начинается и берет соответствующую букву из набора. Если встречаются две фамилии с одинаковой первой буквой, педагог помогает определить, чья фамилия будет первой. Когда все ученики возьмут карточки, учитель предлагает им построиться в шеренгу по алфавиту.

Те ученики, которые неправильно определили свое место в шеренге, платят фант.

Библиотека

Оборудование: две-четыре стопки книг в зависимости от числа играющих команд.

Каждой команде ведущий дает одинаковое количество книг и предлагает разложить их так, чтобы фамилии их авторов располагались по алфавиту.

Выполнение задания проверяется коллективно. Выигрывает та команда, которая первой выполнит работу без ошибок.

Подбери букву

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные наборы букв.

Играют две команды. У каждого играющего - набор букв. Педагог показывает картинку, дети поднимают букву, с которой начинается название картинки.

В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

  • 1- й вариант. Педагог показывает букву, а дети из имеющегося индивидуального набора предметных картинок показывают ту, название которой начинается с показанной буквы.
  • 2- й вариант. Педагог показывает букву, а дети, имена которых начинаются с этой буквы, встают.

Оборудование: предметные картинки (жук, лев, сом, кот, оса, рак), набор букв (ж, с, е, к, к, к, р, в, о, а, т, а, а, л, у, е, м, о, о).

В игре участвуют 2-6 детей. Перед началом игры картинки поровну распределяются между игроками, буквы кладутся в мешочек (коробку) и перемешиваются. По очереди игроки достают буквы из мешочка. Если буквы, вынутой из мешочка, в слове нет, ее кладут обратно в мешочек, и следующий участник в игру вступает.

Выигрывает тот, кто первый составил из букв названия ко всем своим картинкам.

Наборщики

Оборудование: у каждого ученика - комплект букв.

Педагог называет в беспорядке буквы, дети определяют, какое слово может быть составлено из них и выкладывают его. За правильно выложенное слово ученик получает очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Куда мы пришли?

Оборудование: предметные картинки, схематический рисунок ворот зоопарка.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: зебра, окунь, оса, пингвин, аист, рысь, крокодил. На доске нарисованы ворота, верхняя часть у которых разделена на клеточки (по количеству букв в слове зоопарк).

Дети определяют в каждом слове-названии предметной картинки первый звук, находят соответствующую ему букву, вписывают ее в клеточки и читают получившееся слово.

Угадай предмет

Оборудование: набор предметных картинок, на тыльной стороне которых написана первая буква слова-названия этого предмета. Остальные буквы слова обозначены точками.

Перед началом игры картинки прикрепляются на доску так, чтобы дети видели лишь недописанные слова. От каждого ряда ученики по одному выходят к доске и завершают слова. Далее картинки переворачивают. Если слово соответствует названию картинки, ее забирает ученик.

Выигрывает ряд, сумевший получить большее количество картинок.

Сквозная буква

Оборудование: у каждого ребенка карточки с частично написанными словами.

Педагог предлагает детям вписать на карточки необходимые буквы так, чтобы получились слова, например:

к 0 * к к к к 0 к к к к 0 к к к к к? к к к к

Побеждают в игре пятеро детей, первыми правильно выполнившие задание.

Буквенная эстафета

Класс делится на несколько групп, по четыре человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. Первый ученик группы записывает букву и дописывает еще одну, потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т.д. В результате должно получиться слово.

Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово.

Стол находок

Оборудование: предметные картинки с кармашками. В них вставлены карточки с названием предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной буквы (например, тиг * вместо тигр и т.д.); набор букв.

Педагог показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную подпись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Дети по очереди выходят к доске, называют картинку, определяют недостающую букву в подписи, берут ее в «столе находок» и ставят на место.

Правильный ответ поощряется фишкой.

Какие животные спрятались в чемоданах?

Оборудование: мел.

На доске педагог выполняет схематические рисунки чемоданов, на которых изображены буквы:

о, к, а, к, ш а, м, ш, а, к е, у, т, п, х и др.

Выигрывает тот, кто быстрее даст правильный ответ.

Заполни пропуски

Оборудование: карточки со словами, мел.

Педагог заранее пишет на небольших карточках несколько слов и кладет их на стол так, чтобы дети не смогли прочитать написанное. Эти же слова он записывает на доске, но при этом часть букв пропускает, например:

р-к-т- и др.

Детям предлагается отгадать, какие слова задуманы педагогом, восстановить пропущенные буквы и сравнить их с теми, что записаны на карточках. Выигрывает тот, кто верно угадает задуманное слово (слова).

Поможем Незнайке

Оборудование: наборы букв.

На наборном полотне выставлены буквы:

а, и, з, м а, м, м, а в, л, о, к и др.

Педагог говорит: «Незнайку вызвали к доске и предложили из этих букв составить слова. Долго думал Незнайка, но так ничего и не придумал. Давайте, дети, поможем ему. Кто составит первое слово?...»

Живые буквы

Оборудование: набор букв.

  • 1- й вариант. Каждому ряду учеников дается набор букв - на каждого ребенка по одной букве. Педагог называет слово. Дети стоятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в руках.
  • 2- й вариант. Педагог дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети каждого ряда должны самостоятельно определить, что это за слово и выстроить соответствующую шеренгу.

Измени слово

Оборудование: наборы букв.

Один из детей выкладывает на доске предложенное педагогом слово, например, рак. После этого детям предлагается догадаться, как можно, изменив только одну букву, получить новое слово. Каждый новый найденный вариант выкладывается на доске, а его автор поощряется фишкой.

Выигрывает тот, кто предложит последний вариант изменения слова.

Подбери пару

Оборудование: набор карточек с написанными на них словами у каждого из игроков.

Педагог предлагает детям из имеющихся карточек составить пары слов так, чтоб в каждой паре одно слово отличалось от другого одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, подобравшие пары слов.

Примерный материал: пар - парк, кот - крот, роза - гроза, рот - крот, сук - стук, ком - корм, каска - краска, зал - звал, лещи - клещи, бор - борщ, ужи - лужи, ужи - ужин, утка - шутка, кран - экран, лапа - лампа, ус - бусы, ос - кос, сорока - сорок, стол - ствол, так - танк, сон - слон, сор - спор, дал - ждал.

Подвижные буквы

Оборудование: карточки со словами и набор букв у каждого ученика.

Каждый ученик получает карточку с напечатанным на ней словом и буквы, составляющие это слово. Необходимо сначала выложить из букв слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтоб получилось новое слово. Выигрывают пять учеников, первыми выполнившие задание.

Примерный материал: липа - пила, кот - ток, нос - сон, лапка, палка, рано - нора, маяк - ямка, карп - парк, марка - рамка, кулак - кукла, лес - сел, кот - кто.

Что изменилось?

Оборудование: набор букв.

Педагог выкладывает на наборном полотне слово из букв разрезной азбуки. Дети прочитывают его, после чего закрывают глаза, а педагог изменяет слово, добавляя или убирая буквы. Открыв глаза, дети прочитывают слово и определяют, что изменилось.

Выигрывает тот, кто первым правильно озвучит произошедшие изменения.

Примерный материал: бочка - ночка - точка; репка - лепка - кепка, шапка - папка - лапка; рука - ручка; пара - парта; мишка - миска; город - горох.

Что перепутал художник?

Оборудование: карточки со словами и предметными картинками: например, под словом «булка » нарисована белка, далее соответственно: «кот» - кит; «горка» - норка, «мышка» - мишка; «лужи» - лыжи; «ворота » - ворона.

Педагог рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Но... художником был маленький мальчик - рисовал он очень хорошо, а читать правильно еще не научился. Ребятам предлагается определить, какие ошибки допустил художник.

Дети по очереди называют картинки, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивая по буквам пару слов.

Вариант. Может быть устроено соревнование между рядами учащихся, тогда за правильный ответ насчитываются очки.

  • Степанова