Икона вседержитель 4 буквы. Значение иконы «Господь Вседержитель

19.02.2024

Икона «Господь Вседержитель» для православной веры имеет огромное значение. Обычно в храмах этот образ располагают в центральной купольной части. На нем представлен Христос в образе Судьи и Царя.

Что означает икона «Господь Вседержитель»?

Этот образ занимает главенствующее место не только в храмах, но и в домашних иконостасах. Термин «Вседержитель» появился во времена, когда христианство только зарождалось. Обозначает он силу Христа сотворить все что угодно, а это является способностью самого Всевышнего.

На иконах изображают Иисуса сидящим на троне, во весь рост или по пояс. В левой руке он обязательно держит Евангелие или свиток, а правой он показывает благословляющий жест. На Евангелие могут быть написаны две буквы: альфа и омега – это указание на то, что Вседержитель является началом и концом всего.

В чем помогает икона «Господь Вседержитель»?

Возносят молитвы перед образом люди, которые хотят получить благословение на будущие дела или же благодарят за помощь и поддержку. Поможет икона получить утешение и силы. Можно еще молиться, чтобы избавиться от физических и духовных травм, а также от греховных помыслов. Возносить прошения можно не только за себя, но и за близких людей. В можно просить подарить счастье, оградить от различных бед и смерти. Священнослужители говорят о том, что нужно обращаться к иконе не только в трудные времена, но и чтобы разделить радости. Главное, читать молитвы с чистыми помыслами и открытым сердцем.

В Священном Писании.

(Смотри статью Господь Саваоф), встречающееся в ВЗ: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар 3. 1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак 6. 2), «…во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс 67. 21) - и в НЗ: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6. 18). В Откровении Иоанна Богослова тексты: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1. 8), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4. 8) - указывают на Христа Второго пришествия.

Употребление именования «Вседержитель» в отношении Иисуса Христа известно по памятникам византийского, балканского, древнерусского искусства. Наиболее распространенный вариант иконографии - это поясное изображение Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. Встречаются и другие изображения Христа, сопровождающиеся именованием «Вседержитель»: ростовые (например, фреска в церкви святых Бессребреников в Кастории, XII века), на престоле (икона, после 1356 года, Архиепископский дворец, Никосия (Кипр); икона, 1603 год, СНХГ). Отличия могут касаться изображения Евангелия (открытое или закрытое), иногда вместо Евангелия Христос держит свиток (икона, 1262-1263 годы, Национальный музей, Охрид, Македония; икона, XIII век, монастырь Ватопед на Афоне), возможны различия в написании благословляющей десницы (у груди или отведена в сторону, жест обращен вовне или к себе) и перстосложения.

Формирование поясного типа образа Господа Вседержителя приходится на VI век. (например, икона из монастыря великомученицы Екатерины на Синае), тогда же появляются образы на монетах (например, монета Юстина II, 565-578 годы, надпись: Rex regnatium). В монументальной живописи этот образ получил особое значение в послеиконоборческий период. Его стали помещать в куполе, важнейшем месте в системе храмовой росписи. О значении образа известно из Слова святителя Фотия, патриарха Константинопольского (858-867; 877-886 годы), сказанного им на освящении константинопольской церкви монастыря Богородицы Одигон или дворцовой церви Богородицы Фара: «Он [Христос] как бы обозревает землю и обдумывает ее украшение и устройство» (῾Ομιλία 10. 6 // Θωτίου ῾Ομιλίαι / ῎Εκδ. Β. Λαούρδας. Θεσσαλονίκη, 1959. Σ. 102). Господь Вседержитель, Царь Небесный, окруженный свитой архангелов в лоратных одеждах, представлен в куполе собора Святых Софии в Киеве (1037-1045 годы); в куполе церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Дафни (около 1100 года) - без ангельского окружения. В куполе Палатинской капеллы в Палермо (1143-1146 годы) медальон с Господом Вседержиетелм окружают чины небесных сил, а по кайме медальона идет греческий текст: «Небо - престол Мой, земля - подножие ног Моих,- так говорит Господь Вседержитель». В сицилийских базиликах, не имеющих купола, образ Господа Вседержителя помещается в конхе апсиды. Так, в мозаиках кафедральных соборов в Монреале (1180-1190 годы) и в Чефалу (1148 год) Христос представлен с открытым Евангелием, на страницах которого на латыни и греческом языке написан текст: «Аз есмь свет всему миру…», наиболее часто встречающийся в изображениях Господа Вседержителя, а по сторонам лика идет надпись: IС XС О παντοκρατωρ. Образ Господа Вседержителя может сочетаться с другими образами Христа. Так, в росписи свода церкви святого Стефана в Кастории (XII века) рядом с медальоном с образом Господа Вседержителя представлены медальоны с Христом Еммануилом и Христом Ветхим денми.

Особое распространение образ Господа Вседержителя получает в монументальной живописи и на иконах в палеологовскую эпоху. Помимо надписи: παντοκρατωρ (иконы: 1363, ГЭ; XIV век, монастырь Пантократор на Афоне; конец XV века, 1607 года, начала XVII века, XVIII век - все в СНХГ), на иконах Господа Вседержителя встречаются эпитеты Ελεημων (Милующий), ψυχοσωστΗС (Душеспаситель; 1-я половина XIV века, Национальный музей, Охрид). Целая галерея образов Господа Вседержителя представлена в мозаиках монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321 годы), в том числе с эпитетом Η χωρα των ζωντων (Селение живых).

«Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начала XVIII века (Ч. 4. § 1), предписывает изображать Господа Вседержителя в куполе с надписью из текстов или Второзакония (Втор 32. 39), или Книги пророка Исаии (Ис 45. 12), а также называет именование «Вседержитель» первым в числе других «нарицательных имен, кои пишутся на иконах Иисуса Христа» (Ч. 4. Окончание. № 7).

Как и в византийских памятниках, изображения в куполе Господа Вседержителя в русском искусстве часто сопровождаются надписями на обрамлении медальонов: например, в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (1378 год), расписанной Феофаном Греком, текст псалма: «Господи, из небеси на землю призри услышати сыны умерщвленных и разрешить окованных» (Пс 101. 20-21), в церкви Успения на Волотовом поле (80-е годы XIV века, разрушена): «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею...» (Ис 6. 3).

Поясные иконы Господа Вседержителя обычно являются средником Деисусного чина (например, Высоцкий чин, 80-90-е годы XIV века., ГТГ; Звенигородский чин, около 1400 год, ГТГ). С XV века на русских иконах Господа Вседержителя на страницах раскрытого Евангелия встречается текст: «Придите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф 11. 28), впервые отмеченный на иконе «Спас на престоле» (XIV века, ГТГ).

С XVI века на русских иконах встречается надпись: «Вседержитель» (например, икона 1-й половины XVI века, ГТГ, музей П. Д. Корина).

Иллюстрации:

Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж);

Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид);

Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг.;

Спас в сила. Икона. Тверь. XV в. (ГТГ).

Древнейшим изображением Спасителя, дошедшим до нашего времени, является , поскольку в 6 веке император Юстиниан пожертвовал ее в дар Синайскому монастырю, где она и была обнаружена в 19 веке. Пантократор переводится с греческого как Вседержитель.

Определение «Вседержитель» выражает двойственную природу Иисуса Христа – божественную и человеческую. Божественность Спасителя заключается в том, что Он, Сын Господень и Царь Небесный, входит в Святую Троицу и станет Судией на Страшном суде, перед которым каждый человек будет держать ответ за свои деяния. Человеческая же природа Спасителя также находит выражение в определении «Вседержитель», так как, будучи Мессией, Он взял на себя миссию спасения человечества, пожертвовав Собой и приняв мученический крест.

Как свидетельствует история, с давних времен икона Иисуса Христа Пантократора имелась в большинстве храмов как образ Спасителя во всей Его силе; этот же образ часто становился темой росписи куполов как в православных, так и в католических храмах.

Описание иконы

Определенные каноны в иконописном изображении Иисуса Христа сложились уже к 9 веку. На иконе Христа Пантократора Его образ соответствует тому возрасту, когда Иисус начал Свою проповедь. Внешний облик Спасителя имеет черты, характерные для Его времени: длинные волосы до плеч, усы, борода, но от Его лика как бы исходит необычайная аура силы, властности и, вместе с тем, человечности.

На иконе Иисус Пантократор облачен, как правило, в длинный хитон красного цвета и задрапированный поверх гиматий синего цвета, что должно символизировать гармонию между Его небесным и земным началами. Правда, этот канон соблюдается не всегда: так, на иконе Андрея Рублева «Спас в силах» Христос предстает в золотых царских одеждах.

Существует три разновидности иконы «Пантократор»: поясное изображение Спасителя, в полный рост и восседающим на царском престоле, что подчеркивает его статус как Царя Небесного; в левой руке Он держит Священное Писание, а правая поднята для благословляющего жеста.

Каждый элемент на иконе «Господь Пантократор» исполнен глубокого значения, в том числе и сложение пальцев на правой руке Спасителя: два из них, поднятые вверх, не только благословляют, но и символизируют Его двойственную ипостась, человеческую и божественную, а три пальца, соединенные вместе, — Пресвятую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Значение иконы

Невозможно переоценить значение иконы «Христос Пантократор», на которой Спаситель явлен во всем Своем величии после пережитых Им мук и распятия на кресте, которое в Его времена считалось позорной казнью.

Его образ служит для всех верующих обещанием торжества справедливости в Царствии Небесном и заставляет задуматься о том, что каждый из нас должен раскаяться, отказаться от неправедной жизни и ходить только путями Господними.

О чем молятся перед иконой Христа Пантократора

Молитва перед этой иконой помогает в обретении душевной гармонии, укреплении стойкости в вере, утешении в тяжкие минуты жизни. Душа очищается молитвой от нечистоты и направляется на путь истинный, избегая дурного пути. Молитва помогает защититься от злых происков, обмана и всяческих бед; она помогает достичь не только душевной гармонии, но и гармонии с окружающим миром и близкими людьми.

В самый тяжелый час к иконе Христа Пантократора можно обратиться с молитвой, идущей от чистого сердца, и получить утешение и разрешение в сложной жизненной ситуации, касается ли это состояния здоровья, взаимоотношений в семье или проблем с детьми, ибо Господь всесилен и на искреннюю молитву ответит Своей помощью.

У иконы «Христос Пантократор» нет специального дня празднования, так как Христос Сам воплощает Собой праздник.

Молитва

О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь.

Любой образ Спасителя - это обязательный атрибут жизни христиан. При этом нужно помнить, что любая икона полна условностей, которые важно знать, чтобы понимать глубинную христианскую символику образа Господа.

Икона «Господь Вседержитель» для православной веры имеет огромное значение. Обычно в храмах этот образ располагают в центральной купольной части. На нем представлен Христос в образе Судьи и Царя.

Что означает икона «Господь Вседержитель»?

Этот образ занимает главенствующее место не только в храмах, но и в домашних иконостасах. Термин «Вседержитель» появился во времена, когда христианство только зарождалось. Обозначает он силу Христа сотворить все что угодно, а это является способностью самого Всевышнего.

На иконах изображают Иисуса сидящим на троне, во весь рост или по пояс. В левой руке он обязательно держит Евангелие или свиток, а правой он показывает благословляющий жест. На Евангелие могут быть написаны две буквы: альфа и омега – это указание на то, что Вседержитель является началом и концом всего.

Подобно тому, как иконография Иисуса Христа занимает центральную часть всей древней православной иконописи, так и Спас Вседержитель (иконы фото представлено ниже) - образ, который занимает основное место среди всех многочисленных типов изображения Господа. Догматическое значение этой иконы очень велико: Христос - Царь Небесный и Судия, «Альфа и Омега, Начало и Конец, Господь, который есть, и был и грядет, Вседержитель». Практически в каждом православном храме в центральной части купола находится этот образ, который может встречаться в комплекте с традиционными русскими православными иконостасами или в виде одиночной иконы.

Описание иконы Спас Вседержитель

Спаситель Христос на иконе может изображаться в разных положениях: сидя, по пояс, в рост или погрудно, в левой руке со свитком или Евангелием, а правая рука находится в благословляющем жесте.

Эпитет «Вседержитель» выражает догмат Боговоплощения, который символизирует Божественную и человеческую природу Спасителя. Его еще называют по-гречески «Пантократор», где первая часть слова обозначает «все», а вторая - «сила», то есть, Всесильный и Всемогущий. По литературному переводу - «Ему возможно сотворить все», Он - «Правитель мира» и «Властитель всего».

Термин «Вседержитель» встречается неоднократно в древние евреи называли так своего Бога «живаго», которому поклонялись, затем так стали обращаться к Иисусу Христу.

Древняя икона

Появление образа Христа Пантократора в Византии датируется IV-VI веками. Самый древний из иконописных изображений - это икона, которая называется Христос Пантократор из Синайского монастыря (VI в.).

Икона Спаса Вседержителя «Спас на Престоле» - одна из наиболее древних схем, где Христос изображен фронтально, восседающий на престоле с подушкой, в традиционной одежде и с подножием в ногах.

Ранние и первые изображения Спаса на престоле можно увидеть в (III-IV вв.). Но иконография уже окончательно оформится в послеиконоборческий период (X в.).

Престол имеет значение атрибута царского достоинства. Ветхозаветным пророкам Бог являлся восседающим на престоле. Именно так Господь явится на землю, в День Всеобщего Воскресения, чтобы совершить Свой Страшный суд над всеми людьми живыми и мертвыми.

Икона Спаса Вседержителя «Мануилов Спас» по преданию принадлежит кисти императора Византии Мануила I, и ее отличает особый жест правой руки, указывающий на текст Евангелия.

Есть еще несколько интерпретаций изображения Христа: «Спас в силах», в традиционном русском иконостасе, а также икона Христа, восседающего на престоле в окружении Небесного Воинства, Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).

Иконоборчество

Икона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы.

По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий - как символ небесного начала, красный - мученичество и цвет крови. Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного. В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это.

С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью.

Спас Вседержитель: икона, значение

Перед образом этой иконы возносят молитвы люди, которые хотят поблагодарить Великого Господа за помощь и поддержку или получить благословение на намеченные дела. Молитва иконе Спас Вседержитель поможет получить утешение и силы. Ей также молятся, чтобы получить исцеление от травм физических и духовных и избавление от грешных помыслов. Возносить свои молитвы можно не только за себя, но и за своих родных и близких друзей.

Помощь

Икону «Господь Вседержитель» можно преподнести в дар как составляющую венчальную пару для молодоженов или подарить ее дорогому человеку. Так как у этой иконы очень сильная энергетика, она может наставить на истинный путь спасения души, если, конечно, человек кается, и подарить чудесное исцеление человеку искрене верующему. Перед тем как просить милости у Бога, надо прочесть молитву «Отче наш».

На вопрос Икона Спас Вседержитель в чем помогает, можно ответить тем, что Иисус Христос - главный врач наших душ и тел, который обо всем ведает и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва. Икона Спаса по церковным правилам ставится во главе всего иконостаса.

Описано очень много разного рода чудес и исцелений возле этой иконы. Однако есть и те, кто считают иконы суеверием и обманом, но опыт показывает совсем обратное, по-настоящему верующий человек без молитвы не начнет свой день, как говорят с Богом хоть за синее море, но без Бога не до порога.

Отношение к иконам

Да и вообще, любая православная икона - это совсем не картинка, где можно любоваться сюжетной композицией или игрой красок и восхищаться талантами художника ее создавшего.

Икона, прежде всего, это строгость и умиление. В противовес любой картине, она заставляет думать о вечных ценностях и о состоянии души, приближая нас к Богу.

Когда мы смотрим на икону и молимся, она наполняет нас той всеобъемлющей благодатью, которая нас невидимым образом обволакивает, зовет ко спасению, пробуждает в нас нашу совесть, и тем самым воскрыляет молитву.

Почитание святынь

И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все - и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!