Направление на обучение от организации в вуз. Как получить целевое направление в вуз

17.03.2024

Здравствуйте, уважаемые читатели!

По статистике 70 % учащихся в ВУЗах нашей страны получают образование на платной основе, бюджетных мест сегодня действительно катастрофически не хватает. И к сожалению, многие достойные ребята, которые хорошо учились в школе, имеют цель и видят себя в определенной профессии, не могут позволить себе получить высшее.

А между тем в стране все больше говорят о недостатке грамотных, молодых, перспективных специалистов. Особую нехватку кадров испытывают бюджетные учреждения – больницы, школы, правоохранительные органы, особо, если речь идет о мелких, отдаленных субъектах в нашей стране.

Чтобы повысить престиж профессий и заинтересованность молодежи в том, чтобы трудиться на благо в своем родном, например, селе им могут выдавать направление на целевое обучение.

Кто, куда и кого направляет

Целевое направление выдается организациями молодежи на бесплатное обучение в ВУЗе, с условием того, что после его окончания, он будет обязан отработать несколько лет. Срок отработки составляет примерно 5 лет.

Для поступления в институт по направлению необходимо выяснить заключен ли между институтом и интересующим абитуриента учреждением договор.

В свою очередь договор могут заключать:

  • Органы властных структур;
  • Образовательные учреждения;
  • Учреждения здравоохранения;
  • Крупные промышленные предприятия и коммерческие организации.

Направление выдается на отдельно взятого абитуриента и отправить на обучение кого – то другого невозможно. Обучение по целевому направлению является льготным. Это предполагает заниженный проходной балл по ЕГЭ. Когда речь идет об отдельно взятых специальностях условия поступления могут быть несколько жестче.

Получить направление на заочную форму обучения или в магистратуру сложно. Но отправить учиться могут не только сразу после окончания школы, но и через год. Обязательным условием является отсутствие высшего бесплатного образования.

Как получить направление

Для того, чтобы получить целевое направление, подсуетиться необходимо заранее, еще в выпускном классе школы, узнать, где можно взять «заветный документ». Например, если школу абитуриент заканчивает в 2017 году, к апрелю этого года все уже необходимо выяснить.

Примерно за полгода до поступления абитуриент может обратиться в ВУЗы. У них как правило, имеется перечень организаций, которые направляют к ним целевиков.

Администрация муниципалитета или Министерство образования может подсказать, какие работодатели подавали заявление на заключение договоров по целевому направлению.

Можно и обратиться на удачу непосредственно к руководителю интересующего вас потенциального места работы. Возможно, вами заинтересуются и найдут способ и средства отучить вас для последующего трудоустройства.

Располагая информацией об организациях, которые направляют на обучение, необходимо туда обратиться с заявлением по образцу.

Если претендентов на целевое обучение больше, чем направлений, между ними проводиться конкурсный отбор, учитываются показатели успеваемости в школе, участие в конференциях, олимпиадах и конкурсах, личностные качества.

При положительном решении руководства, между абитуриентом и организацией заключается договор о направлении на целевое обучение.

Очень важно внимательно перечитать договор, перед тем как его подписывать. Особое внимание уделяется условиям обучения (наименование института, кафедры, специальности), выплате стипендии, предоставлению комнаты в студенческом общежитии.

Кроме этого в договоре прописываются и условия трудоустройства после окончания учебы. Здесь тоже можно ожидать «сюрпризов». Проследить нужно за тем, чтобы верно было прописано будущее место работы, нормальные условия оплаты, и период, за который молодой специалист должен отработать потраченные на его обучения средства.

Иначе есть риск проработать десять лет за минимальный оклад без всяких передвижений по карьерной лестнице.

И уж если речь зашла о недостатках целевого направления на обучения, следует быть готовым к тому, что вам все же придется быть привязанным к одному месту работы довольно долго. А в случае невозможности отработки, сумму, потраченную на ваше обучение придется вернуть.

Вообще система целевых направлений на обучение существует в России еще с советских времен. Тогда она преследовала две цели: обеспечение учреждений специалистами узких областей и мотивация молодого поколения обустраивать свою жизнь в селах.

Единственным преимущественным отличием является то,что раньше направления было гораздо проще получить. Сегодня же целевиками зачастую становятся дети тех, у кого имеются нужные связи.

На этом наша статья подошла к концу! Желаем вам удачи! И до новых интересных статей!

Контент страницы

​​ В соответствии со статьей 56. Федерального закона от 29 .12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ​ гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заказчик целевого обучения).

Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 статьи 56 вышеуказанного закона, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 337-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" введена с татья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

Согласно части 1 статьи 71.1 право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 заключили договор о целевом обучении с:



1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;

3) государственными корпорациями;

4) государственными компаниями;

5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";

6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 части 1 статьи 71.1;

9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.

Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:

1) Правительством Российской Федерации - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - за счет соответственно бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" ​, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.​

В случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в соответствии с частью 1 статьи 71.1, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 вышеуказанного Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение в соответствии с частью 1 статьи 71.1, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Разъяснения по порядку приема на целевое обучение в Финуниверситет

Н​ормативные документы

Особенности организации приема на целевое обучение в Финансовом университете

​Бакалавриат
Магистратура
​​ ​ Аспирантура

XI. Особенности организации приема на целевое обучение
X. Особенности организации приема на целевое обучение

99. Финансовый университет проводит прием на целевое обучение в пределах целевой квоты по направлениям подготовки, входящим в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации.

100. При подаче заявления о приеме на целевое обучение поступающий представляет помимо документов, указанных в пункте 48 Правил, копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком целевого обучения, или незаверенную копию указанного договора с предъявлением его оригинала.

101. В списке поступающих на места в пределах целевой квоты указываются сведения о заказчиках целевого обучения.

102. В списке лиц, подавших заявления о приеме, и в списке поступающих на места в пределах целевой квоты не указываются сведения, относящиеся к приему на целевое обучение в интересах безопасности государства.

103. Зачисление на места в пределах целевой квоты лиц, подготовка которых осуществляется в интересах безопасности государства, оформляется отдельным приказом (прик​азами), который не подлежит размещению на официальном сайте и на информационном стенде.

80. Финансовый университет проводит прием на целевое обучение в пределах целевой квоты по направлениям подготовки, входящим в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации.

Прием на целевое обучение осуществляется при наличии договора о целевом обучении, заключенного между поступающим и органом или организацией, указанными в части 1 статьи 71.1 Федерального закона " 273-ФЗ (далее - заказчик целевого обучения), в соответствии с положением о целевом обучении и типовой формой договора о целевом обучении, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

81. При подаче заявления о приеме на целевое обучение поступающий представляет помимо документов, указанных в пункте 34 Правил, копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком целевого обучения, или незаверенную копию указанного договора с предъявлением его оригинала.

Прием на целевое обучение в интересах безопасности государства осуществляется при наличии в Финансовом университете информации о заключенном договоре о целевом обучении, полученной от соответствующего федерального государственного органа, являющегося заказчиком целевого обучения, и без представления поступающим копии договора о целевом обучении.

82. В списке поступающих на места в пределах целевой квоты указываются сведения о заказчиках целевого обучения.

83. В списке лиц, подавших заявления о приеме, и в списке поступающих на места в пределах целевой квоты не указываются сведения, относящиеся к приему на целевое обучение в интересах безопасности государства.

84. Зачисление на места в пределах целевой квоты лиц, подготовка которых осуществляется в интересах безопасности государства, оформляется отдельным приказом (прик​азами), который не под​лежит размещению на официальном сайте и на информационном стенде.

76. Финансовый университет проводит прием на целевое обучение в пределах целевой квоты по направлениям подготовки, входящим в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации.

Прием на целевое обучение осуществляется при наличии договора о целевом обучении, заключенного между поступающим и органом или организацией, указанными в части 1 статьи 71.1 Федерального закона " 273-ФЗ (далее - заказчик целевого обучения), в соответствии с положением о целевом обучении и типовой формой договора о целевом обучении, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

77. При подаче заявления о приеме на целевое обучение поступающий представляет помимо документов, указанных в пункте 34 Правил, копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком целевого обучения, или незаверенную копию указанного договора с предъявлением его оригинала.

Прием на целевое обучение в интересах безопасности государства осуществляется при наличии в Финансовом университете информации о заключенном договоре о целевом обучении, полученной от соответствующего федерального государственного органа, являющегося заказчиком целевого обучения, и без представления поступающим копии договора о целевом обучении.

78. В списке поступающих на места в пределах целевой квоты указываются сведения о заказчиках целевого обучения.

79. В списке лиц, подавших заявления о приеме, и в списке поступающих на места в пределах целевой квоты не указываются сведения, относящиеся к приему на целевое обучение в интересах безопасности государства.

80. Зачисление на места в пределах целевой квоты лиц, подготовка которых осуществляется в интересах безопасности государства, оформляется отдельным приказом (прик​азами), который не под​лежит размещению на официальном сайте и на информационном стенде.

Его особенности, преимущества, недостатки.

При подготовке к поступлению в вуз принято рассматривать разные варианты. Один из них, это поступление в рамках так называемого целевого набора. Его особенность состоит в том, что абитуриент приходит в вуз не только с результатами ЕГЭ, но и с соответствующим направлением от какого - либо региона или учреждения. При этом, в случае успешного прохождения конкурса он зачисляется на выбранную им специальность, обучается там, а после окончания вуза идет работать в то место, откуда его направили.

Вроде бы все ясно и понятно. Однако, система целевого набора куда более сложная, чем это может показаться на первый взгляд. Она таит в себе и массу нюансов, которые не мешало бы знать будущему абитуриенту. Остановимся лишь на некоторых из них.

Взять хотя бы то обстоятельство, что де факто существует, два варианта целевого набора. Один из них осуществляется по договорам, заключенным с органами исполнительной власти. Другой - по договорам с предприятиями и организациями, а также в рамках госпрограмм связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса. И хотя второй вариант формально не считается целевым, он, тем не менее, к нему приравнивается и получил широкое распространение.

Другая особенность целевого набора - в отраслевых вузах, где учредителем является профильное министерство (ведомство), количество выделенных под него бюджетных мест, как правило, больше, чем у вузов, находящихся в непосредственном подчинении Минобрнауки. Причем, на практике, оно зачастую превышает и установленные нормативы, согласно которым доля целевиков не может быть больше 15% от контрольных цифр приема. И такое положение дел считается вполне допустимым, если, конечно, величина целевого набора предварительно согласована с учредителем.

Будущим целевикам необходимо учитывать и то обстоятельство, что договора между вузами и заказчиками (органы исполнительной власти, ведомства, предприятия, организации), заключаются, как правило, в апреле - мае месяце, т.к. именно к этому времени утрясаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных им мест для обучения.

Еще один интригующий момент. Он касается возможности отказа в предоставлении целевых мест. Подобные случаи - обычное явление. Вуз не резиновый и он не обязан удовлетворять интересы всех, кто обратился к нему с запросом. Тут очень важна исторически сложившаяся практика взаимодействия вуза с теми структурами, которые ранее с ним сотрудничали и с которыми уже заключались договора на подготовку будущих специалистов.

Важным является знание и того факта, что сотрудничество с вузом осуществляется не вообще, а по вполне определенным направлениям подготовки. Т.е., к примеру, один заказчик, заинтересован в подготовке специалистов по компьютерной безопасности, а другой по безопасности автоматизированных систем. Именно поэтому, будущему целевику необходимо иметь представление не только о партнерах вуза по целевому набору, но и о специфике их запросов, адресованных вузу.

При этом, следует учитывать также то обстоятельство, что потребности в целевых специалистах могут формироваться двояким образом - либо спускаться по соподчиненности сверху, либо формироваться снизу, в соответствии с запросами конкретных предприятий и организаций. Яркий пример первого случая - медицинские вузы, где основные параметры целевого набора устанавливаются Минздравом. Второй, более свойственен техническим вузам, имеющим тесные связи с предприятиями - партнерами, которые и являются в дальнейшем работодателями.

Чем же интересен для всех целевой набор? Если брать вузы, то его выгода вполне очевидна - целевой набор это фактически гарантированное заполнение бюджетных мест, причем вне зависимости от демографической ситуации или каких либо других неприятных обстоятельств. При этом, для наиболее популярных вузов, не испытывающих проблем с абитуриентами, этот вопрос менее актуален по сравнению с остальными, в силу чего и число мест выделенных целевикам там несравненно меньше, чем у других.

Не менее заинтересованы в целевом наборе и сами абитуриенты. Оно и понятно - целевое направление позволяет закрыть сразу много вопросов. Во - первых, его наличие существенным образом облегчает сам процесс поступления, т.к. эта группа абитуриентов идет отдельным конкурсом, который значительно ниже обычного, и зачисляется в первую очередь. Во - вторых, целевое направление позволяет особо не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза, потому что будущее место работы уже изначально определено. Важным является и то обстоятельство, что целевики зачастую обладают определенными преимуществами по сравнению с остальными учащимися. В частности, речь может идти о первоочередном заселении в общежитие, что особо важно для иногородних студентов или дополнительном стипендиальном обеспечении за счет будущих работодателей.

Есть у целевого набора и обратная сторона медали. Речь идет об обязательствах, которые накладываются на выпускников. Основное из них - это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза. Согласно установленного порядка целевик обязан трудоустроиться в той организации, которая его направляла на учебу, и отработать там, не менее 3-лет. При несоблюдении указанной нормы, работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы по обучению.

Если же все это не смущает - в добрый путь. Целевой набор не такая уж неразрешимая задача, как это может показаться на первый взгляд.

Информация о том, где взять целевое направление -

Как получить целевое направление в высшее учебное заведение, волнует тех, кому важно приобрести образование бесплатно. Зная же, как получить целевое направление в интересующее вас учебное заведение, вы получаете шанс поступить туда по льготной схеме и в дальнейшем не волноваться о поиске места работы.

Сам факт целевого обучения позволяет ликвидировать нехватку кадров в важных отраслях (образование, медицина, сельское хозяйство) и заранее распределить будущих специалистов по определенным направлениям.

Побеспокоиться о подаче документов для получения целевого направления важно заранее, еще в последнем школьном классе. За помощью можно обратиться к ответственному за профориентацию выпускников в школе, классному руководителю или директору, а можно действовать и самостоятельно.

  1. Прежде всего будущему студенту нужно определиться со специальностью, по которой он будет обучаться, и выбрать соответствующий вуз.
  2. Затем нужно найти предприятие (в соответствии с направлением будущего обучения), готовое оплатить учебу, и взять ходатайство у его руководства. Иногда определяющим фактором выбора предприятия является место работы родителей: организация может пойти навстречу добросовестным сотрудникам и оплатить учебу их ребенка.

    Если же с выбором предприятия у будущего студента имеются затруднения, то в этом случае может помочь местная администрация: всегда есть несколько организаций, которые сотрудничают по вопросам обучения и трудоустройства с городским или районным руководством.

  3. Подать заявление в местный муниципальный орган (администрацию) с указанием направления, по которому хотелось бы обучаться. Если претендент смог самостоятельно определиться с организацией, пожелавшей оплатить учебу, и взять там ходатайство, нужно приложить его к заявлению.

После того же, как целевое направление получено, остается обратиться в выбранный вуз. С собой необходимо иметь:

  • аттестат (оригинал);
  • свидетельство о результатах ЕГЭ и другие требуемые вузом документы;
  • договор о целевом обучении;

Далее абитуриенту нужно выдержать конкурс, который проводится по результатам ЕГЭ. При этом проходной балл для «целевиков» ниже, чем для обычных поступающих, — соответственно, и вероятность поступления более высокая.

Не знаете свои права?

Как получить целевое направление в медицинский вуз

Многие желающие получить высшее образование хотят приобрести целевое направление именно в медицинские вузы, т. к. там всегда высок проходной балл и потому труднее поступить. При этом дефицит кадров в этой области позволяет легко трудоустроиться после учебы.

Потребность в целевых специалистах и параметры обучения здесь определяются Минздравом, однако сама процедура получения целевого направления в данном случае не имеет отличий от взятия направления в другие вузы.

Нюансы получения целевого направления

Самым важным моментом при получении направления является заключение договора:

  • с администрацией, направившей абитуриента для обучения (в этом случае ему выделяется бюджетное место, стипендия);
  • организацией, пожелавшей взять на себя оплату обучения.

В последнем случае крайне важно внимательно изучить условия, прежде чем ставить свою подпись. Надо, в частности, уточнить, в каком объеме будет оплачиваться обучение (полном или частичном) и будет ли выплачиваться стипендия. Кроме того, некоторые будущие работодатели даже предоставляют своим подопечным временное жилье.

Можно с уверенностью сказать, что преимущества целевого обучения значительны:

  • возможность учиться бесплатно,
  • поступление на более лояльных условиях,
  • не нужно беспокоиться о будущем месте работы.

Однако, выбирая такой вид обучения, нужно помнить, что после окончания учебного заведения необходимо будет отработать в выбранной организации 3 года. В связи с этим к выбору предприятия важно отнестись со всей серьезностью.

Готовящимся покинуть школу будущим абитуриентам, а также их родителям может быть полезно узнать про целевое направление на обучение: как его получить и что оно дает.

Оказывается, советская система распределения, о которой с ностальгией вспоминают представители старшего поколения, не совсем канула в лету. Наоборот, оказалась настолько взаимовыгодной для государства и граждан, что пережила смену строя.

Что такое целевое направление в вуз

Для абитуриента это альтернативный вид поступления в учебное заведение, для предприятий – возможность обзавестись дефицитными специалистами на более выгодных для себя условиях, а для вуза – шанс получить обязательного студента и прослыть поставщиком ценных кадров.

Представляет собой договор трех сторон: поступающего, вуза и заказчика. Последним выступают:

  • федеральные структуры (министерства);
  • субъекты РФ;
  • отделы местного самоуправления;
  • предприятия с долей государственного участия.

Заказчики подают в вуз заявки на выделение нужного количества мест по нужной специальности. Учебное заведение их рассматривает и формирует по итогам квоту целевого приема.

Целевик, ввязываясь в приемную компанию и успешно ее проходя, обзаводится рядом плюсов для себя:

  • вступительные экзамены по спецконкурсу – низкому, относительно общего потока: шансов попасть на бюджетное место больше;
  • возможность продолжить обучение в аспирантуре;
  • полноценная практика всех видов на выбранном предприятии;
  • возможность совмещать учебу и работу по специальности по гибкому графику;
  • оплата учебы и жилья будущим работодателем или из федерального бюджета, выплата повышенной стипендии;
  • пусть и не 100-процентные, но все же гарантии трудоустройства.

Но минусы тоже имеются:

  • конкурс для целевиков иногда начинается уже в поиске направляющего работодателя (особенно когда направление пытаются получить от гигантов типа «Газпрома» или «Аэрофлота»);
  • оговоренные в договоре условия придется соблюдать (в том числе отработать минимум 3 года в называемой документом организации даже при мизерной зарплате);
  • нельзя позволить себе пропускать лекции и семинары;
  • академическая успеваемость должна быть на высоте (уровень которой прописывается в договоре);
  • нарушение обязанностей грозит разрывом контракта и возмещением расходов на обучение;
  • один человек берет единичное направление, с которым можно поступать только в один выбранный вуз.

Примите во внимание: для несовершеннолетнего договор заключает его законный представитель.

Как взять целевое направление в медицинский вуз

Порядок отбора заказчиками кандидатов на место среди своих сотрудников не установлен в федеральном законодательстве.

В каждом муниципалитете и регионе отбор идет по-своему.

В столице оформлением направлений в медицинский вуз занимается спецкомиссия департамента здравоохранения Москвы. На сайте учреждения можно найти образец заявления о получении документа.

Будущему абитуриенту, желающему стать врачом, можно обратиться в местный департамент или отдел управления здравоохранением. Там дадут контакты работодателя, заинтересованного в подготовке молодого специалиста.

Или можно напрямую поговорить с руководителем медицинского учреждения районного или лучше областного уровня, договориться о возможностях прохождения интернатуры и ординатуры. Интересы будущего студента может представить и директор школы.

Потенциального будущего работодателя заинтересует следующая информация о возможном молодом сотруднике:

  • достижения в изучении предметов, важных для медицинского дела (биология, химия);
  • призовые места на олимпиадах;
  • участие в волонтерских проектах;
  • посещение тематических клубов и курсов;
  • рекомендательное письмо от директора школы или учебного центра.

Заявление о желании учиться по целевому направлению вместе с ходатайством учебного учреждения, выпускающего ученика, подается в муниципалитет загодя, еще зимой. Документ о целевом направлении должен быть на руках поступающего до начала приема.

Как получить целевое направление в педагогический вуз

Следует наладить контакт с директором выпускающей школы и обратиться в местное управление или департамент образования.

Школы вправе направлять своих выпускников на обучение в педагогический университет.

Там подскажут, какие нужно собрать документы.

Целевое направление на обучение в МВД

В период с января по март желающий может обратиться в кадровое подразделение органа МВД по месту постоянной регистрации.

Пишется заявление на имя руководителя принимающего учреждения и оформляется личное дело. Список нужных для этого документов лучше уточнить заранее по телефону.

Как правило, это:

  • паспортные данные абитуриента, адрес постоянного проживания и образование;
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • название учреждения, где намеревается проходить подготовку заявитель;
  • искомый факультет и специальность;
  • школьный аттестат или аттестат об окончании колледжа.

Как найти работодателя

В каждой школе кто-то отвечает за профориентацию выпускников – вместе с классным руководителем и директором они могут помочь выпускнику найти своих будущих коллег.

Часто будущий абитуриент обращается за ходатайством к работодателям своих родителей – работникам с хорошей репутацией.

Выйти на заказчика можно в местной администрации или в центре занятости.

Можно обратиться в специализирующееся на выбранной профессии учебное заведение. Например, будущих работников для ОАО «РЖД» и Метрополитена готовят в Московском университете путей сообщения.

Как поступить на целевое обучение, образец заявления

В выбранном вузе, например в Политехе или каком-то другом, абитуриент вместе с личными данными и аттестатом предоставляет в приемную комиссию заявление на целевое обучение и направление от организации.

Если количество поступающих целевиков превышает установленную квоту, то начинается конкурсный прием по результатам ЕГЭ.

Не выдержавшие это испытание могут попытаться заработать проходной балл еще раз – уже на обычных для всех условиях. Но только если в целевом договоре было прописан такой вариант.

Заключение

Алгоритм целевого приема – вещь сложная и не вполне сложившаяся. Перед подписанием договора будущему студенту нужно внимательно изучить все его условия. Документ не дает стопроцентной гарантии на поступление и трудоустройство. Выпускнику нужно постараться, чтобы результаты ЕГЭ превышали проходной минимум по баллам.