Писатели улыбаются журнал сатирикон краткое. Пименова В

18.03.2024

Год издания рассказа: 1969

Рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка» по праву называют одним из наиболее популярных рассказов этого знаменитого на весь мир писателя фантаста. Именно благодаря таким произведениям имя Рэя Брэдбери до сих пор занимает высокие места среди . А его книги продолжают переиздаваться на многих языках мира.

Рассказа «Улыбка» краткое содержание

Если читать рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка» краткое содержание, то вы узнаете о событиях, разворачивающихся в далеком 2061 году. Как в , на фоне продолжающейся войны люди возненавидели все прекрасное и цивилизации как таковую. Они бросают жребий, кто разобьет последний автомобиль. Люди с безумным смехом рвут и жгут книги и просто не видят нечего хорошего в цивилизации.

Далее в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка» читать можно о том, как с пяти утра на улицах города образовалась огромная очередь. Все они ждут своей очереди чтоб плюнуть в картину. Стоит в этой очереди и мальчик Том, который чем ближе подходит, тем меньше желает портить это произведение искусства. Ведь она сделана из красок и холста, а еще она улыбается. Поэтому, когда подходит очередь Тома он долго колеблется перед картиной. Тем временем верховой объявляет, что каждый желающий может принять участие в уничтожении картины. Толпа бросается к полотну и вскоре в руках мальчика остается лишь маленький клочок холста, на котором изображена улыбка Мона Лизы.

Дома главный герой рассказа «Улыбка» Рэя Брэдбери встречает серая обыденность. Ворчащий отец и брат, ругающаяся мать и ежедневная рутина. И лишь клочок улыбки в руке согревал душу мальчика и давал надежду, что все еще может измениться к лучшему.

Рассказ «Улыбка» на сайте Топ книг

Рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка» читать настолько популярно, что книга заняла высокое место среду . Интерес к нему проявляют разные возрастные группы и судя по всему этот рассказ далеко не в последний раз представлен в рейтингах нашего сайта.

Одним из самых любимых в Петербурге журналов начала ХХ века был "Сатирикон". Зародился он в недрах редакции старого юмористического журнала "Стрекоза", в свое время тоже любимого читателями, но к 1905 году уже порядком надоевшего. На редакционное совещание "Стрекозы" был приглашен молодой сатирик Аркадий Тимофеевич Аверченко , выпускавший в Харькове журнал "Бич" и переехавший в Петербург. Его появление сначала вызвало всеобщее недовольство и ворчание – зачем приглашать постороннего на обсуждение внутриредакционных дел? Но уже через неделю Аверченко, предложивший несколько острых и смешных тем для карикатур, сделался незаменимым и начал работать секретарем редакции.
В то время со "Стрекозой" сотрудничал ряд талантливых молодых художников: Ре-Ми (Н.В.Ремизов-Васильев), А.Радаков, А.Яковлев, Мисс (А.В.Ремизова), поэт Красный (К.М.Антипов). Под влиянием Аверченко в редакции было принято решение издавать новый журнал "Сатирикон". Название это предложил Радаков – по аналогии с известным романом античного писателя Гая Петрония Арбитра "Сатирикон". Направление нового журнала предполагалось иронически-ядовитым, но ирония должна была быть изящной и спокойной, без гнева и ярости – как в вышеупомянутом романе.
"Сатирикон" начал выходить с апреля 1908 года. В июне обе редакции – "Стрекоза" и "Сатирикон" – объединились под новым названием. К работе в "Сатириконе" привлечены были, кроме названных художников и поэтов "Стрекозы", лучшие сатирики и юмористы столицы – Петр Потемкин, Саша Черный , Тэффи .
Новый журнал возник в сложных условиях, когда уныние и упадок все усиливались, а смех из обличительного и дерзкого превращался в средство забвения, отвлечения от бед и боли. Сами сатириконовцы это чувствовали. Недаром Саша Черный, один из самых ярких поэтов журнала, писал:

И смех, волшебный алкоголь,
Наперекор земному яду,
Звеня, укачивает боль,
Как волны мертвую наяду.

Но "Сатирикон" каким-то чудом долгое время оставался острым и язвительным; позже сатириконовцы начали умело применять эзопов язык.
В первом номере журнала редакция обращалась к читателям: "Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный, ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием." "Сатирикон" был своего рода аномалией и позволял себе довольно смелые выходки. Объектами его сатиры становились Государственная Дума, отдельные ее депутаты и партии, правительство и власти на местах, включая генерал-губернаторов, реакционные журналисты.
В нем появлялись, например, карикатуры с подписями такого рода:
Счастливец: Извините, я без галстука.
– Ну, и благодарите Создателя.

Это был прозрачный намек на "столыпинские галстуки" – так иронически называли в то время петли виселиц – столь распространенный в эпоху премьерства Столыпина вид казни.
Другая подпись под карикатурой пародировала известный разговор Чичикова с мужиками о местонахождении деревни Заманиловки:
– А где тут, братцы, у вас конституция?..
– Не конституция, а экзекуция?
– Нет, конституция.
– Экзекуция, это будет тебе налево, а конституции – никакой нет! Она зовется так, то есть ее прозвание экзекуция, а конституции тут вовсе нет.

Методы работы друга и сотрудника А.С.Суворина беспринципного журналиста В.П.Буренина высмеивались в стихах П.Потемкина:

Едет чижик в лодочке
В адмиральском чине,
Не выпить ли водочки
По этой причине?
Водочка откупрена,
Плещется в графине...
Не ругнуть ли Куприна
По этой причине?


Высказывание Столыпина: "Правительство и государство неуклонно будут стоять на страже народного представительства, защищая Думу от бессильных покушений черного воронья" – сопровождалось карикатурой: черный двуглавый орел когтит Думу.
Сатириконцы были очень дружны между собой: их объединяли молодость, талантливость, общие сатирические цели, умение смеяться. "Сотрудники "Сатирикона", – вспоминал Чуковский, – молодого журнала, одно время были неразлучны друг с другом и всюду ходили гурьбой. Завидев одного, можно было заранее сказать, что сейчас увидишь остальных. Впереди выступал круглолицый Аркадий Аверченко, дородный мужчина, очень плодовитый писатель, заполнявший своей юмористикой чуть ли не половину журнала. Рядом шагал Радаков, художник, хохотун и богема, живописно лохматый..."
Но времена становились все суровее. Приходилось все чаще печатать сатиры "на турецкого султана", вводить рубрику "Дела персидские". Журнал все чаще начинал выходить с "белыми пятнами" и объявлениями редакции об изъятых из номера цензурой материалах. Сатира мельчала, обращала свое острие на обывателя и его пороки. В "Сатириконе" смех становился горьким, в нем звучали трагические, безысходные нотки.
В 1913 году был введен новый закон о печати, на который журнал отозвался карикатурою Ре-Ми "Печальная нота" с подписью: "Редактор (стоя над черным гробом). Я, конечно, знал, что законопроект о печати будет отложен в долгий ящик, но я не думал, что этот ящик будет такой формы". Тут же сообщалось о смерти Фомы Опискина – это был псевдоним Аверченко, стоявший под наиболее острыми материалами. В этом же году произошел окончательный раскол в редакции "Сатирикона": группа сотрудников во главе с Аверченко начала издавать "Новый Сатирикон", который продержался до начала 1918 года.
Русские эмигранты в 30-е годы попытались возродить "Сатирикон". В 1931 году М. Корнфельд в Париже собрал группу сатириконцев и снова начал издавать журнал. Первый номер возрожденного «Сатирикона» вышел в апреле 1931 года. В нем приняли участие В.Азов, И.Бунин, В.Горянский, С.Горный, Дон-Аминадо (А.П. Шполянский), Б.Зайцев, А.Куприн, Lolo (Мунштейн), С.Литовцев, А.Ремизов, Саша Черный, С. Яблоновский. Художественный отдел составляли А. Бенуа, И. Билибин, А. Гросс, М. Добужинский, К. Коровин и другие. Особого успеха возрожденный «Сатирикон» не имел (вышло всего около 20 номеров). Отсутствие связей с родиной вредило ему гораздо больше, чем отсутствие средств.
Саша Черный в 1931 году в память о дорогом его сердцу журнале сочинил такие ностальгические стихи:

Над Фонтанкой сизо-серой
В старом добром Петербурге
В низких комнатках уютных
Расцветал "Сатирикон".
За окном пестрели барки
С белоствольными дровами,
А напротив Двор Апраксин
Впился охрой в небосклон.

В низких комнатках уютных
Было шумно и привольно...
Сумасбродные рисунки
Разлеглись по всем столам...

(По книге: Муравьева И.А. Былой Петербург. Век модерна.– СПб.: Издательство "Пушкинского фонда", 2004)

Работа выполнена Пименовой Викторией, ученицей 8 «Б» класса МБОУ СОШ №22 имени Героя России В. Е. Едаменко г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края Учитель – Гращенкова А. М. Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Примечание: навигация со 2-го слайда по...

Работа выполнена Пименовой Викторией, ученицей 8 «Б» класса МБОУ СОШ №22 имени Героя России В. Е. Едаменко г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края Учитель – Гращенкова А. М. Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Примечание: навигация со 2-го слайда по управляющим кнопкам и гиперссылкам. Слайды Сопровождение Слайд 1. Титульный Слайд 2. Журнал Сатирикон – удивительное издание, издавался в Петербурге с 1908 по 1913 год. Название - в честь античного романа. (история древнейших времён до н. XIX в. глазами писателей-сатириков.) В этом журнале писатели обращались к прошлому и высмеивали современность, проводя между ними параллели. В журнале сотрудничвли таланливые писатели Саша Чёрный, Тэффи, О. Дымов, А. И. Куприн, А. Н. Толстой. Сатира авторов не нравилась чиновникам, но читалеи радовались каждому журналу, он продолжал выходить. Слайд 3. «Всеобщая история» Слайд с гиперссылками (переход на слайды 4,5,6,7 и обратно).

Работа выполнена Пименовой Викторией, ученицей 8 «Б» класса МБОУ СОШ №22 имени Героя России В. Е. Едаменко г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края Учитель – Гращенкова А. М. Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Примечание: навигация со 2-го слайда по управляющим кнопкам и гиперссылкам. Слайды Сопровождение Слайд 1. Титульный Слайд 2. Журнал Сатирикон – удивительное издание, издавался в Петербурге с 1908 по 1913 год. Название - в честь античного романа. (история древнейших времён до н. XIX в. глазами писателей-сатириков.) В этом журнале писатели обращались к прошлому и высмеивали современность, проводя между ними параллели. В журнале сотрудничвли таланливые писатели Саша Чёрный, Тэффи, О. Дымов, А. И. Куприн, А. Н. Толстой. Сатира авторов не нравилась чиновникам, но читалеи радовались каждому журналу, он продолжал выходить. Слайд 3. «Всеобщая история» Слайд с гиперссылками (переход на слайды 4,5,6,7 и обратно).

Работа выполнена Пименовой Викторией, ученицей 8 «Б» класса МБОУ СОШ №22 имени Героя России В. Е. Едаменко г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края Учитель – Гращенкова А. М. Слайд 4. Тэффи (настоящее имя Надежда Александровна Лохвицкая) - русская писательница, поэтесса, переводчик, автор знаменитых рассказов. Была известна сатирическими стихами. Автор раздела «Древняя история». Древняя история - юмористическая пародия на серьезные исторические события (античность) написано веселым и ненапряжённым языком, разделена на части: Спарта, Воспитание детей, Афины и др. Слайд 5. Осип Дымов (настоящее имя Иосиф Перельман)русский и еврейский писатель. Окончил Лесной институт Санкт-Петербурга. С 1892 года был сотрудником ряда журналов, в том числе «Театр и Искусство», «Сигнал», «Сатирикон», «Аполлон». Автор раздела «Средняя история» Средняя история - сатирическая пародия на события, происходившие в средние века. Раздел делится на три главные части, которые объединяла мысль вечной войны, этим автор подчеркнул, что средние века - это время бесконечных войн. Слайд 6. Аркадий Аверченко - русский писатель, сатирик, театральный критик. Не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом. Автор раздела «Новая история» Новая история - описание истории (после средних веков) с сатирической точки зрения. Главная идея, что человек становиться умней, культурней, появляется интерес к открытиям, но, к сожалению это происходит медленно, крошечными шажками.) Слайд 7. О. Л. Д’Ор (Иосиф Львович Оршер)-русский писатель, журналист. Родился в 1878 г. на Полтавщине. Печататься начал в 1893 в петербургских газетах и журналах, но известность ему принесли рассказы, фельетоны и пародии, опубликованные в «Сатириконе». Автор раздела «Русская история»(Русская историяшуточное описание русской истории, начиная со славян и заканчивая победой русской армии в войне с Францией.)

Работа выполнена Пименовой Викторией, ученицей 8 «Б» класса МБОУ СОШ №22 имени Героя России В. Е. Едаменко г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края Учитель – Гращенкова А. М. Слайд 8. Ресурсы.

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон ». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко . «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко . «История болезни »; Тэффи . «Жизнь и воротник ». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин . Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне ». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский . Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин ». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы . Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов . Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев . Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы . Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир . Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта ». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы . Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер . Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве » (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы . Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт . Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера ». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго ». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.

роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Поурочно-тематический план

урока

Наименование раздела и темы урока.

Кол-во

часов всего

Практические и лабораторные работы.

Контрольные работы.

Примечания.

Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество. Выражение жизни народа в лирических песнях.

Исторические песни. Особенности художественной формы фольклорных произведений

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком».

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Понятие о сентиментализме.

Н. М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь»

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева.

« Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17-18 веков» (на примере 1-2 произведений)

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Тематика лирических произведений.Особенности поэтической формы

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.

Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

Семья капитана Миронова. Маша Миронова-нравственный идеал Пушкина

Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

Историческая правда и художественный вымысел.

Особенности композиции. Фольклорные мотивы.

РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин. «Пиковая дама» (обзор). Проблема человека и судьбы.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Романтически-условный историзм поэмы

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы

Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

РР Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с выбором темы.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве.

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Приемы сатирического изображения чиновников.

Хлестаков. Понятие о миражной интриге.

Хлестаковщина как нравственное явление.

Особенности композиционной структуры комедии. Немая сцена.

РР Подготовка к домашнему сочинению

по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» с выбором темы.

Н. В. Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе.

И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

История любви как основа сюжета повести. Образ героя – повествователя.

Мастерство пейзажных зарисовок.

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси.

Психологизм и лиризм писателя

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, «История одного города» (обзор)

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведении.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза. Психологизм рассказа

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». (обзор)

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Любовь в рассказе.

Истинное и ложное в человеческих отношениях.

И.А Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

Мастерство Бунина – прозаика

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

А.М.Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш».

«Явление босяка» в творчестве писателя. Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.М. Горького

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории.

Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом».

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

Урок – конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

РР Подготовка к домашнему сочинению

М.А Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне».

Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

«Лето господне» (обзор)

Контрольная работа по творчеству А.М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.

Ироническое повествование о прошлом и современности. Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник.

М.М. Зощенко. «История болезни»

А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин».

Картины фронтовой жизни в поэме.

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина.

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа «Возвращение».

РР Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты У. Шекспира.

Ж.- Б. Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Дж. Свифт. Слово о писателе.

«Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман (обзор)

Повторение и обобщение изученного за курс 8 класса.

Годовая контрольная работа по изученному в 8 классе.

Итоговый урок. Читаем летом.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

    наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

    основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

    историко-культурный контекст изучаемых произведений;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    сопоставлять литературные произведения;

    выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

    писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Виды и формы контроля.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Формы контроля:

Сочинение по предложенной теме или по теме по выбору

Тестовые задания

Анализ текста (стихотворный, прозаический)

Чтение наизусть

Учебно-методическое обеспечение.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В. П.,И., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. - М.: Просвещение, 2004

рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для... записка. 8 класс Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных...
  • Рабочая программа «Музыка» пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка»

    Рабочая программа

    ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д. для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. На основе программы ...

  • Рабочая программа История Древнего мира, 5 класс, базовый уровень. Рабочая программа составлена на основе программы

    Рабочая программа

    Класс, базовый уровень. Рабочая программа составлена на основе программы ___________________________________________________________ Составитель Коломеец Л.В. ... 68 24 40 Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования...

  • Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н. Г. к учебнику «Русский язык. 10-11кл.»

    Рабочая программа

    10 - 11 КЛ. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10 ... языка в 10 – 11 кл. на базовом уровне. Программа Гольцовой Н.Г. соответствует федеральному компоненту...

  • Что символизирует зелёная лампа? Рос мечтательным, нетерпеливым мальчиком. Зелёный свет мечты и надежды(по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»). Идея рассказа. Творчество А.Грина. Тема рассказа А.Грина «Зелёная лампа». Чем была зелёная лампа для Стильтона? Грин появился впервые под рассказом «Случай» в петербургской газете «Товарищ». Чем стала зелёная лампа для Джона Ива? Александр Степанович Грин(1880-1932).

    «Татьяна Толстая» - Семья. Дед с материнской стороны - литературный переводчик, акмеист Михаил Лозинский. Романсы в жизни Симеонова. Младший сын - Алексей Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ. Татьяна Никитична Толстая. «Река оккервиль». Видимо, от реальности никуда не деться. Сейчас живёт в Москве. Дата рождения:3 мая 1951г. Вера Васильевна в судьбе Симеонова.

    «Блок На куликовом поле» - Образ лирического героя. «Нам ясен долгий путь!». Мотив битвы. Таким событиям суждено возвращение. Останови! М. Авилов. Тройка зимой. 8 класс. ? Обратите внимание, что поэт повторяет одно слово. Святость Руси. Основные мотивы цикла. Заинтересовали ли вас стихотворения? Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…». Мелькают вёрсты, кручи… «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!

    «Куприн Гамбринус» - Похож ли Сашка на сказочных героев? Примерная программа основного общего образования по литературе. Реализм и романтизм. Сопоставительная характеристика произведения. Первое представление о неоромантическом герое. Продуктивный уровень: формирование коммуникативной и ценностно-ориентационной компетенции. 3 блок. Гуманистический пафос произведения Куприна.

    «Есенин 8 класс» - В первой поездке Сергея сопровождала мать. Насколько я себя помню, помню и толс- тые книги в кожаных пере­плетах». Первой поездке Сергея. Творческий проект по литературе. «Есенин жизнь и смерть». У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Григорий Панфилов друг Есенина. Проверяла: Кузьменко Марина Александровна, г. Славгород 2009 год. Там бывали и другие уче­ники. Часто после уроков Сережа оставался и вслух читал одноклассни­кам стихи. В дождливые летние дни или в длинные зимние вечера Сергей читал.

    «Г.Р.Державин» - Домашним учителем Голициных был И.А.Крылов. Из письма А.С.Пушкина A.А. Бестужеву в мае-июне 1825 года. Анализ оды «Осень во время осады Очакова» (кластер). Эльвира Чернышова, выпускница 2008 года. «Осень во время осады Очакова». Высокая лексика. Русские войска взяли Очаков 6 декабря1788 года. Я.К.Грот. Г.Р.Державин (1743 – 1816). Ходасевич В.Ф. «Кумир Державина 1/4 золотой, 3/4 свинцовый доныне еще не оценен».