Порядок применения дисциплинарного взыскания гражданского служащего. Основы государственной службы и кадровой политики

15.03.2024

Наряду с поощрением государственных служащих законодательство РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по их наложению, а также порядок применения и обжалования с учетом конкретных условий и вида государственной службы устанавливаются федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Правом регулировать вопросы дисциплинарной ответственности субъекты Федерации не обладают.

Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Федеральным законом. Рассмотрим немного подробнее взыскание увольнение с гражданской службы.

Увольнение за совершение дисциплинарного проступка, коим является виновное неисполнение обязанностей гражданской службы, возможно только в случаях, прямо установленных законом. Это вполне согласуется с устоявшейся в теории и практике концепций увольнения как особой меры дисциплинарного взыскания. Особым видом дисциплинарного взыскания является увольнение работника. В этом случае работодатель реализует свое право на прекращение договора при неисполнении другой стороной обязанностей по нему. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /отв. Ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М.: Юристъ,2005. Не случайно Пленум Верховного Суда РФ указал, что при применении дисциплинарного взыскания работодатель должен учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведению работника, его отношение к труду. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г.№2 « О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ.2004.№6. При этом работодатель должен представить доказательства не только совершения дисциплинарного взыскания соответствующие обстоятельства им были учтены. «Верховный Суд РФ считает, что обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм(п.53)». Куренной А. Лоция в бурном мире трудового права// ЭЖ-Юрист. 2004.№14.

С учетом всего сказанного увольнение гражданского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, как представляется, возможно лишь по правилам, установленным ст. 37 Федерального закона « О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанная статья предусматривает возможность увольнения гражданского служащего за совершение следующих дисциплинарных проступков:

  • - неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п 2 ч.1 ст. 37);
  • - однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей(п.3 ч. 1 ст.37):
    • а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
    • б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
    • в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
    • г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • - принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа(п.5 ч.1 ст.37);
  • - однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации(п.6ч.1 ст.37).

Законом определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Так, за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка, что является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и в то же время гарантией защиты прав служащего. Объективно и всесторонне должны быть установлены: 1) факт совершения дисциплинарного проступка; 2) вина служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению проступка, мотивы совершения; 4) характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением.

Служебная проверка поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения государственного органа и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

По результатам служебной проверки составляется письменное заключение, на основании которого представителем нанимателя принимается решение о наложении взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее месяца со дня его обнаружения и вовсе не может применяться позднее шести месяцев, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих регулируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Устав распространяется не только на военнослужащих, но и на пребывающих в запасе или находящихся в отставке с правом ношения военной формы одежды прапорщиков, мичманов и офицеров при ношении этой формы.

Воинская дисциплина определяется Дисциплинарным уставом как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на сознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Родины, на его беззаветной преданности народу и Отечеству. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден указом Президента РФ от 10 ноября 2007г. №1495)

Командир (начальник), не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для их восстановления, несет за это ответственность. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться - основные принципы единоначалия, без которого невозможны воинская дисциплина, боеготовность и боеспособность войск.

Существенное отличие между воинской и гражданской служебной дисциплиной, ответственностью военнослужащих и гражданских служащих, кроме названных положений, состоит и в порядке применения мер дисциплинарных взысканий.

Налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащих могут только прямые начальники. Дисциплинарный устав определяет власть командиров (начальников) по их типовым должностям, например: права командира роты по наложению дисциплинарных взысканий на подчиненных ему солдат, матросов, сержантов и старшин; права командира полка (корабля - I ранга) по применению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных ему офицеров. И так включительно до министра обороны РФ и других руководителей (министров, директоров служб). Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам. Командиры (начальники), должности которых в Уставе не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по занимаемой должности. Например, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант - властью командира взвода (группы); генерал-майор и контр-адмирал - властью командира дивизии.

Взыскание должно соответствовать тяжести проступка и степени вины, устанавливаемых командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

В Дисциплинарном уставе перечислены дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат, матросов, сержантов и старшин; на прапорщиков и мичманов; на офицеров, а также права командиров (начальников) по наложению взысканий на подчиненных им военнослужащих. Так, на сержантов и старшин срочной службы могут быть наложены следующие взыскания: выговор; строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность; лишение сержантского (старшинского) звания; лишение сержантского (старшинского) звания с переводом на низшую должность.

Арест как вид наказания перестал применяться в Вооруженных Силах РФ после того, как со вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса содержание под стражей стало возможно лишь по решению суда.

Указом Президента "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ" от 30 июня 2002 г. установлено, что военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению, могут содержаться на гауптвахте не более 48 ч с момента задержания или заключения под стражу; в случае отложения судом принятия решения об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу военнослужащие могут содержаться на гауптвахте не более 72 ч с момента принятия судом такого решения. В исключительных случаях, когда доставка военнослужащих, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, они могут содержаться на гауптвахте до 30 суток.

Дисциплинарный устав определяет порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 дней с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, то жалоба подается по команде. Важно, что военнослужащий вправе обратиться с жалобой в суд на неправомерные, как он полагает, действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

В заключении хотелось бы провести небольшое сравнение видов дисциплинарных взысканий перечисленных выше и взысканий согласно Трудового кодекса.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

увольнение по соответствующим основаниям.

Перечень мер, которые могут применяться к нарушителю трудовой дисциплины, является исчерпывающим, т. е. он не может быть дополнен правилами внутреннего трудового законодательства. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (ред. от 23.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2002.№1

Таким образом мы видим что перечень взысканий согласно трудового права применяемых к работникам немного меньше, но в остальном, а именно в порядке применения и снятия очень похожи и взаимосвязаны.

дисциплина поощрение взыскание

В Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих наступает за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок – это ««нарушение дисциплины (воинской, трудовой, служебной и пр.), заключающееся в противоправном виновном превышении прав, неисполнении или ненадлежащем исполнении работником возложенных на него обязанностей, влекущее дисциплинарную ответственность» .

Дисциплинарный проступок, как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего, закреплен в качестве правового основания для применения мер ответственности Федеральным законом от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В трудовом праве под дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей .

Однако считаем, что действующее в настоящее время в сфере государственно-служебных отношений законодательство не упоминает о юридическом составе дисциплинарного проступка. В свое время в теории права было высказано мнение, что «состав правонарушения – научная абстракция, необходимая и достаточная для привлечения к юридической ответственности» . В административной науке под составом проступка предлагается понимать совокупность установленных законом элементов, характеризующих деяние, как дисциплинарный проступок . Считаем, что общей теорией права вопросы вины, действий или бездействий были достаточно изучены. Практически все исследования объекта дисциплинарного проступка государственного служащего в советский период связаны с понятием государственной дисциплины. Однако Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» таким понятием не оперирует, так как оно заменено на понятие служебной дисциплины.

Существует мнение, что в качестве «объекта, на который непосредственно посягает тот или иной дисциплинарный проступок, выступают конкретные правомочия (их неосуществление или превышение) или обязанности (их неисполнение или ненадлежащее исполнение)» .

Считаем, что подобная позиция не достаточно обоснованна, так как определив общий объект нарушения как комплекс правоотношений, в качестве непосредственных объектов дисциплинарных проступков государственных служащих могут выступать отдельные элементы таких отношений: нарушение служебного распорядка, должностного регламента, права и обязанности сторон служебного контракта, интересы работодателя государственного органа и т.п. Об этом писал и В.А.Козбанеко: «объектом дисциплинарного проступка являются интересы службы в конкретном государственном органе, т.е. точное соблюдение и исполнение гражданским служащим требований законов, иных нормативных правовых актов, должностного регламента, служебного распорядка, а также служебного контракта» .

Объективная сторона дисциплинарного проступка государственного гражданского служащего – это противоправное деяние, посягающее на служебную дисциплину. До настоящего времени идут споры о том, является ли дисциплинарный проступок противоправным, поскольку термин противоправность справедливо использовать при посягательстве на нормы законов и нормативных актов. Служебная дисциплина же напрямую связана не с выполнением законом, а часто подзаконных актов и актов внутреннего служебного распорядка. В данном споре относительно противоправности дисциплинарного проступка гражданского служащего, необходимо отметить, что речь в первую очередь идет о нарушении служебной дисциплины, о невыполнении обязанностей, прямо прописанных в федеральном законе и предусмотренных административным правом. Поэтому считаем, что дисциплинарный проступок государственного гражданского служащего – это противоправное деяние, которое выражается в форме действия, так и бездействия.

Таким образом, объективную сторону нарушения служебной дисциплины характеризуют:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

б) противоправность неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей;

в) вред для общественных отношений в связи с исполнением государственной службы;

г) причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей и наступившим вредом.

Особо хотелось бы отметить такую объективную сторону дисциплинарного проступка как исполнение неправомерного поручения, так как гражданский служащий не вправе исполнять данное ему такое поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, которое является, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Однако, действующая редакция Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ставит служащего в двоякое положение: неисполнение поручения руководителя является дисциплинарным проступком, и исполнение ненадлежащего поручения также является основанием дисциплинарной ответственности. Считаем, что в такой ситуации госслужащий вряд ли будет противоречить своему руководителю. Ранее действовавшая редакция Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», предполагала, что в случае если такое решение подтвердит вышестоящий руководитель, то непосредственно госслужащий отвечать за его законность не будет. Это представляется справедливым и предлагаем считать в качестве дисциплинарного проступка только неинформирование вышестоящего органа о сомнениях в неправомерности полученного поручения.

Субъективной стороной дисциплинарного проступка в государственном аппарате является совокупность признаков, характеризующих психическое отношение государственного гражданского служащего к своему противоправному деянию и к его возможным вредным последствиям. Прежде всего, в качестве такого признака выступает вина.

Долгое время в теории административного права существовали споры о необходимости включения данного признака в понятие дисциплинарного проступка государственного гражданского служащего. Еще недавно исследователи относили к недостаткам законодательства о государственной службе отсутствие прямого указания в правовых нормах на виновный характер поведения служащего .

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» при определении должностного проступка такой признак как вина государственного служащего был упущен. Действующий Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» снял все существующие вопросы и ввел в понятие дисциплинарного проступка государственного гражданского служащего признак вины совершенного деяния.

Таким образом, действующее административное законодательство рассматривает вину обязательным составным элементом субъективной стороны всех дисциплинарных проступков. Для института дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего форма вины не имеет принципиального значения. Применять меры воздействия можно и при умышленном, и при неосторожном поведении. А вот при выборе дисциплинарного взыскания такой учет бывает необходим. Считаем, что во всех случаях необходим учет степени вины государственного гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок.

В зависимости от формы вины дисциплинарные проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение гражданского служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если гражданский служащий не предвидит вредных последствий своего поведения, однако может и должен предвидеть их наступление

В определении составом наиболее тяжелых дисциплинарных проступков требование вины также нашло отражение. Это неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); нарушение гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя; предоставление гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта (статья 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Таким образом, проверка уважительности причины нарушения служебной дисциплины также относится к характеристике субъективной стороны дисциплинарного проступка. Безусловно, что установить закрытый перечень уважительных причин нельзя, поэтому в каждом конкретном случае они решаются исходя из обстоятельств дела.

К другим немаловажным характеристикам субъективной стороны дисциплинарного проступка относятся мотив и цель неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими. Представителю нанимателя это помогает выяснять смысл неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовой обязанности, отношение виновного к допущенному нарушению и с максимальной эффективностью использовать воспитательное воздействие дисциплинарной ответственности.

Таким образом, для наступления дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих необходимо наличие всех элементов дисциплинарного проступка, нормативное понятие которого требует своей корректировки и уточнения. В это связи считаем в части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понятие дисциплинарного проступка гражданского служащего изложить в следующей редакции: «За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, ограничений, и запретов, а также требований к служебному поведению, как во время службы, так и вне ее, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания».

Толстопятенко Т.П., Федотова И Г Юридические понятия и категории в английском языке. Толковый словарь Дубна Издательство Феникс, 2008. С. 176.

Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России/ B.H. Толкунова, K.H. Гусов. М.: Юристь. 1996. С.289.

Юридический состав правонарушения. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.,2000. С.585.

См., например: Шушпанов С.А. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего: Автореф. дне..канд. юрид. наук. Саратов,2002. С.17.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих по большей части регулируется специальными нормами Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ). В то же время в силу этого закона в некоторых случаях при привлечении госслужащих к дисциплинарной ответственности представитель нанимателя может (и должен) руководствоваться нормами трудового законодательства.

О вине

3 См., напр.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А.Ф. Ноздрачева // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2005; Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2006.

4 Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 26.08.2008.

5 Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 01.09.2010.

6 См.: п. 34 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2.

7 Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29.10.2010 по делу № 2-6187/10.

8 Обзор судебной практики по спорам, вытекающим из служебных отношений на федеральной государственной гражданской службе / отв. ред. С.Д. Хазанов. М., 2010.

Меры юридической ответственности гражданских служащих являются основным видом санкций в законодательстве. Меры дисциплинарного взыскания, выступая в качестве мер юридической ответственности, по своей сути, являются также государственно-принудительными. Условие о мерах дисциплинарной ответственности не оговаривается сторонами при заключении служебного контракта. Оно входит в содержание служебного контракта в качестве условий, предусмотренных Законом о государственной гражданской службе.

Установленные государством через нормы права взыскания за совершение гражданским служащим дисциплинарного проступка относятся к числу мер правового принуждения. Реализуя дисциплинарную власть, представитель нанимателя осуществляет государственное принуждение Мельников В. Государственная служба России: отечественный опыт организации и современность. - М., 2004. - С. 340..

Меры юридической ответственности направлены, прежде всего, на предупреждение общественно опасных деяний против установленного правопорядка и устранение их вредных последствий. В одном случае они используются преимущественно для профилактики трудовых (служебных) правонарушений; в других - для защиты имущества работодателя, в том числе и представителя нанимателя, от опасности физического уничтожения, порчи, утраты; в третьих - для применения к нарушителям правовых мер принуждения; в четвертых - для возмещения материального ущерба, причиненного представителю нанимателя (работодателю) Розенфельд В.Г.. Указ. соч. - С. 159..

Используя все предоставленные законодательством меры воздействия к лицам, посягающим на правопорядок государственного органа, нельзя упускать из виду, что их цель заключается, прежде всего, в исправлении поведения гражданского служащего, в изменении его отношения к государственной гражданской службе.

Что касается основания привлечения к дисциплинарной ответственности гражданских служащих, то таковым, как уже указывалось, является дисциплинарный проступок, представляющий собой один из видов правонарушения в сфере гражданской службы (ч. 1 ст. 57 Закона о государственной гражданской службе).

Дисциплинарный проступок выступает определяющим понятием применительно к вопросам дисциплины труда, и его понимание основано на комплексном сопоставлении с иными вопросами административного права и ведущих отраслей российского законодательства.

Действующее российское законодательство дает понятие дисциплинарного проступка. Так, согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей Стяжкин Ю. Некоторые актуальные научные аспекты и правовые основы становления современной государственной службы в России // Общество и право. - 2006. - N 1(11). - С. 22..

Данное определение претендует на роль основного, так как изложено в нормативном акте, являющемся основным правовым актом в трудовом праве, а также в связи с тем, что оно не вытекает, а прямо следует из нормативного акта.

Настоящее определение дисциплинарного проступка построено путем перечисления основных отличительных и обязательных признаков определенного вида правонарушений.

Вместе с тем данное определение не является единственным и общепринятым. Так, даже на уровне нормативных актов выделяются иные определения дисциплинарного проступка, имеющие отношение к специальной дисциплинарной ответственности.

Если обратиться к правовому регулированию данных вопросов на уровне Федеральных законов, то, прежде всего, остановимся на понятии дисциплинарного проступка, определяемом в ст. 14 Федеральный закон от 27 марта. № 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации» О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Российская газета».2003. 30 апреля.. Согласно положениям данной статьи под должностным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей.

Как видно из вышеприведенного определения, в понятие «должностной проступок» не включен признак вины, который указывается в качестве такового в ст. 192 ТК РФ. Помимо этого, не конкретизируются обязанности, нарушение которых предполагает наличие дисциплинарного проступка.

Вышеизложенный анализ нормативных актов, построенный с учетом имеющихся взглядов в науке административного и трудового права, позволяет сделать вывод о том, что четкое понятие «дисциплинарный проступок» отсутствует. Этот вывод основан на том, что значительное количество нормативных актов, имеющих отношение к дисциплинарной ответственности, фактически дает различные определения понятия «дисциплинарный проступок». На основании изложенного, в свою очередь, с неизбежностью следует вывод, что в целях развития и укрепления правовой культуры и правоприменительной практики законодатель должен дать четкое понятие «дисциплинарный проступок», которое было бы воспринято и унифицировано подзаконными нормативно-правовыми актами. То определение, которое дано в Трудовом кодексе Российской Федерации, безусловно, не может выступать в качестве такового, так как имеющееся в ст. 192 определение в ряде случаев не может быть применено к тем правоотношениям, которые возникают в сфере дисциплинарной ответственности. Четкое и соответствующее имеющимся правоотношениям определение дисциплинарного проступка сможет положительно сказаться на общем уровне правовой культуры, и законодатель должен учитывать эту перспективу в своей правотворческой работе.

Трудовое законодательство, как известно, закрепляет только три вида дисциплинарных взысканий в качестве меры общей дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение. Более того, как нам представляется, если исходить из фактических последствий указанных дисциплинарных взыскании, то можно констатировать отсутствие какого-либо внятного различия между выговором и замечанием.

В юридической литературе высказывается мнение, что выговор является более строгим видом дисциплинарного взыскания, чем замечание. Так, например, Ю.К. Терехова полагает, что самым «лояльным» дисциплинарным взысканием является замечание, которое «сводится к устному порицанию провинившегося работника» Терехова Ю.К. Дисциплинарные взыскания. Отстранение от работы. - М., 2009. - С. 137. По ее мнению, «выговор является более строгой мерой по сравнению с замечанием и оформляется соответствующим приказом работодателя» Терехова Ю.К. Указ. соч. - С.139. С этим никак нельзя согласиться, поскольку общие правила наложения дисциплинарного взыскания (издание приказа, ознакомление с приказом и т.п.) установлены в отношении всех видов дисциплинарных взысканий и не предусматривают каких-либо изъятий в отношении замечания.

Здесь скорее можно согласиться с мнением И.В. Погодиной, что «выговор представляет собой выраженную со стороны работодателя официальную отрицательную оценку поведения работника, сообщаемую работнику в более категоричной и жесткой форме по сравнению с замечанием» Погодина И.В. К вопросу о применении дисциплинарных взысканий к работникам // Трудовое право. - 2008. - № 12. - С. 39. . Различие здесь носит «психологический» характер. По своей же сущности все дисциплинарные взыскания, установленные трудовым законодательством, подразделяются на увольнение как меру «правовосстановительного» характера и иные виды, которые выполняют предупредительную функцию Крусс В.И. Указ. соч. - С. 501.. Нужно сказать, что ранее в КЗоТе РСФСР различие между дисциплинарными взысканиями, не связанными с увольнением, все же существовало, поскольку увольнение за неоднократное нарушение трудовых обязанностей предполагало последовательное применение всей «лестницы» взысканий: замечание, выговор, строгий выговор. В связи с либерализацией экономики и признанием работодателя самостоятельным, независимым агентом экономических отношений законодатель упростил эту процедуру. Однако, данные правила не должны автоматически распространяться на дисциплинарную ответственность государственных служащих Гукова Ж.А. Совершенствование административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Административное право и процесс. - 2011. - N 5. - С. 53.

Закон о государственной гражданской службе расширяет перечень дисциплинарных взысканий, которые могут применяться в отношении гражданского служащего. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о государственной гражданской службе представитель нанимателя имеет право применить к гражданским служащим следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» - «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона о гражданской службе.

Вместе с тем по своим фактическим последствиям и характеру воздействия на правонарушителя первые три вида дисциплинарных взысканий практически не отличаются. Возникает вопрос: в чем же тогда смысл расширения перечня дисциплинарных взысканий. В данном случае необходимо использовать более дифференцированный подход, предполагающий учет характера воздействия того или иного вида дисциплинарного взыскания. В этом смысле интересными представляются положения Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации Об утверждении общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 23.10.2008 г.) (вместе с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации) // СПС «Консультант плюс». Так, например, дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии применяется один раз за время пребывания военнослужащего в занимаемой штатной воинской должности. Его спецификой является то, что оно не погашается автоматически по истечении 12 месяцев. По истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания командир в срок до 30 суток принимает решение о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение, - о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке.

Как отмечает А.С. Ковалев, наказание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии играет двойную роль:

Во-первых, как самостоятельное взыскание, имеющее морально-психологический, воспитательный характер, направленное на исправление военнослужащим своего поведения образцовым выполнением воинского долга;

Во-вторых, как предупреждение о том, что в отношении военнослужащего в последующем может быть применено более строгое наказание в виде досрочного увольнения с военной службы или снижения в должности Ковалев А.С. Предупреждение о неполном служебном соответствии: понятие, основания, последствия наложения данного взыскания // Право в Вооруженных Силах. - 2005. - № 11. - С.22.

Как представляется, на государственной гражданской службе очевидным аналогом предупреждения о неполном служебном соответствии является предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако, в отличие от законодательства о военной службе, законодательство о службе гражданской никаких особенностей применения данного взыскания не предусматривает. Между тем хотелось бы подчеркнуть, что, если исходить даже из самого его названия, оно должно применяться к тем гражданским служащим, которые не полностью соответствуют замещаемой должности. В связи с этим возникает закономерный вопрос: почему дисциплинарное взыскание в виде неполного должностного соответствия автоматически снимается через год? Если гражданский служащий в момент наложения дисциплинарного взыскания не в полной мере соответствует замещаемой должности, ниоткуда, собственно, не вытекает, что через год он будет ей соответствовать. Во всяком случае, отсутствие новых дисциплинарных взысканий само по себе не может об этом свидетельствовать. Уместно опять-таки вспомнить, что вопрос о соответствии или несоответствии служащим замещаемой должности с определенной законом периодичностью подлежит обязательному решению в ходе процедуры аттестации (ст. 48 Закона о государственной гражданской службе). В этом плане выглядело бы более логичным, если бы гражданские служащие, к которым применялось дисциплинарное взыскание в виде неполного должностного соответствия, по истечении года (или ранее, по инициативе представителя нанимателя) направлялись бы на внеочередную аттестацию, в ходе которой и решался бы вопрос о дальнейшей их судьбе в полном соответствии с положениями ст. 48 Закона Гукова Ж.А. Совершенствование административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Административное право и процесс. - 2011. - N 5. - С. 53..

По сравнению с прежним Законом об основах государственной службы ст. 57 Закона о гражданской службе также вводит ранее неизвестное дисциплинарное взыскание - освобождение от замещаемой должности. При этом освобождение от замещаемой должности по смыслу данной нормы нетождественно увольнению с гражданской службы. С другой стороны, освобождение от замещаемой должности обнаруживает некоторое сходство с понижением в должности.

Таким образом, освобождение от замещаемой должности не может предполагать перевод гражданского служащего на другую должность, поскольку перевод на другую должность не может применяться в качестве дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка.

По всей видимости, при применении данного дисциплинарного взыскания следует руководствоваться указанием ч. 10 ст. 58 Закона о гражданской службе, согласно которой при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе. Однако из текста Закона остается неясным, на какую должность гражданской службы может претендовать правонарушитель, включенный в кадровый резерв. Идет ли в данном случае речь о должности более низкого уровня или о должности такого же уровня, что и та, от которой он был освобожден, либо же освобожденный служащий может претендовать и на повышение в должности? А.Ф. Нуртдинова полагает, что «при применении к гражданскому служащему такой меры дисциплинарного взыскания, как освобождение от замещаемой должности, он не увольняется с гражданской службы, а включается в резерв для замещения иной, как правило, нижестоящей и менее ответственной, должности гражданской службы на конкурсной основе» Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Статут, 2007. - С. 32. С этим мнением в принципе можно согласиться, с той, однако, поправкой, что формально-юридически никакого запрета назначить освобожденного от должности служащего на вышестоящую должность по итогам конкурса ч. 10 ст. 58 Закона о гражданской службе не содержит, хотя, безусловно, такой вариант развития событий противоречит самой сути дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем не следует забывать о том, что подходящая для служащего вакантная должность на момент применения данного дисциплинарного взыскания может и отсутствовать.

В таком случае государственно-служебные отношения с гражданином прекращаются на неопределенное время, что, как нам представляется, по своим фактическим последствиям уравнивает освобождение от замещаемой должности с таким дисциплинарным наказанием, как увольнение. В самом деле: освобождение от замещаемой должности отличается от увольнения только лишь включением гражданского служащего в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы, причем на конкурсной основе. И даже это отличие не носит принципиального характера, поскольку в конкурсе (в том числе и в кадровый резерв) может участвовать не только гражданский служащий, освобожденный от замещаемой должности, но и гражданин, никогда не состоявший на государственной службе.

В литературе уже обращалось внимание на сходство освобождения от замещаемой должности и дисциплинарного увольнения. Так, например, А.В. Сергеев указывает, что освобождение от должности как мера дисциплинарного взыскания очень близко к дисциплинарному увольнению и сопряжено со значительным ограничением прав гражданского служащего, привлекаемого к ответственности Сергеев А.В. Указ. соч. - С. 108..

Здесь представляется необходимым обратить внимание на следующее, с нашей точки зрения принципиальное, обстоятельство: законодатель и в Трудовом кодексе, и в Законе о гражданской службе ограничивает применение такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение, о чем было сказано выше. Однако в отношении освобождения от занимаемой должности такие ограничения отсутствуют. Другими словами, при существующем положении дел представитель нанимателя может за любой дисциплинарный проступок освободить гражданского служащего от замещаемой должности, что фактически означает увольнение с государственной гражданской службы. Такая ситуация требует внесения изменений в действующее законодательство о гражданской службе с тем, чтобы в законе были четко указаны допустимые случаи применения такого дисциплинарного взыскания, как освобождение от замещаемой должности.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что:

1. Правовая характеристика дисциплинарной ответственности гражданских служащих включает в себя совокупность правовых норм законодательства и правовых актов органов и должностных лиц государственного управления, устанавливающих и возлагающих на служащих обязанности по соблюдению требований дисциплины, а также предусматривающих меры их дисциплинарной ответственности и процессуальный порядок применения этих мер в случае нарушения указанных предписаний.

2. Под дисциплинарной ответственностью гражданских служащих следует понимать возложение на них установленной в законодательстве обязанности соблюдать требования дисциплины, общественного порядка, а в случае нарушения этих требований (совершение дисциплинарного проступка) - претерпеть неблагоприятные последствия своего противоправного поведения в виде мер дисциплинарной ответственности (дисциплинарных взысканий), налагаемых в порядке служебного подчинения компетентными лицами органов государственного управления.

Подводя итог, можно заключить, что нормы дисциплины государственных гражданских служащих отражают специфику организации государственной гражданской службы, особенности отношений между служащими и вытекают из задач государственной гражданской службы. С их помощью государство регулирует поведение и деятельность гражданских служащих. Совокупность таких норм и составляет содержание дисциплины. Нормы дисциплины распространяются на всю служебную деятельность гражданских служащих, а также регламентируют отдельные стороны поведения служащих вне службы.

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, характеризующейся наличием собственного основания - дисциплинарного проступка, особых санкций - дисциплинарных взысканий, предусмотренных нормами законодательства, специального субъекта дисциплинарной ответственности и субъекта дисциплинарной власти, уполномоченных применять дисциплинарные взыскания в служебном порядке.


Дисциплинарная ответственность характеризуется неисполнением должностных обязанностей государственным гражданским служащим. Она регламентируется ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а также 192 ст ТК РФ, описанной .

Виды дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Дисциплинарная ответственность включает в себя самый распространенный вид взыскания — замечание (и даже для него может оформляться соответствующий приказ). К нему можно отнести:

  • нарушение правил трудового распорядка,
  • неисполнение своих трудовых функций государственным служащим.

Выговор является одним из оснований для увольнения недобросовестного сотрудника. Это суровое взыскание и первый шаг к увольнению. Это предупреждение о неполном должностном соответствии (хотя и его можно оспорить, и добиться того, чтобы был оформлен приказ о снятии дисциплинарного взыскания: образец ).

Основополагающий термин – «соответствие занимаемой должности», к его критериям можно отнести:

  • высокий уровень знаний своих служебных обязанностей и их надлежащее исполнение,
  • инициативность,
  • организованность и ряд других положительных качеств среди коллег,
  • способность к руководству,
  • высокая самокритичность и самоотдача,
  • состояние здоровья должно соответствовать занимаемой должности.

Особым видом взыскания дисциплинарного характера является увольнение с государственной гражданской службы (или отстранение от исполнения обязанностей на определенный срок: детали сроков действия такого взыскания ). К нему можно отнести:

  • неисполнение служащем своих должностных обязанностей без уважительных причин;
  • допущенное служащим грубое нарушение;
  • отсутствие на служебном месте более 4 часов без имеющихся уважительных причин;
  • несение должностных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения;
  • разглашение информации относящейся к государственной тайне;
  • совершение хищения по месту работы.

Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности

Работодатель руководствуясь ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право привлечь нарушителя к ответственности за совершенную оплошность, при невыполнении работником своих служебных обязанностей без наличия на то уважительных причин.

Чтобы избежать этого, необходимо четко соблюдать свои должностные обязанности и не нарушать распорядок труда. Все это прописано в трудовом договоре сотрудника, поэтому обязанности не указанные в документе, но требуемые начальником могут быть оспорены.

К нарушениям можно отнести: отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, нарушение внутреннего распоряжения руководителя. Соответствующие виды дисциплинарных взысканий приведены .

Срок давности для привлечения к дисциплинарной ответственности

При привлечении к наказанию работодатель обязан соблюдать сроки, прописанные в Трудовом Кодексе. Отмена примененных мер происходит при нарушении сроков привлечения к ответственности.


За проступок можно вынести наказание в течение 1 месяца (от даты выявления проступка) и не позднее полугода с момента его совершения.

Нарушения, выявленные в результате ревизии, проверки имеют свой срок давности привлечения виновного лица к наказанию. В таком случае срок составляет 2 года.

В эти сроки нельзя включать:

  • отпуск,
  • больничный,
  • срок о принятии решения по материалам проверки.

Несогласие работника с предъявляемым обвинением оставляет за ним право обратится в суд или трудовую инспекцию. Но нельзя забывать о сроках давности привлечения служащего к наказанию. Следует помнить, что за один проступок наказать несколько раз и вынести несколько приказов нельзы — это тарушение Трудового Кодекса РФ.

Порядок привлечения к ответственности

Первое, что должен сделать руководитель согласно ст. 193 Трудового кодекса – потребовать нарушителя представить письменное объяснение содеянному. В основном виновный от такой практики отказывается, но это не освобождает его от совершенного деяния. К ответу возможно привлечь по материалам проведенной служебной проверки в срок одного месяца со дня установления факта дисциплинарного правонарушения и не позже полугода с момента его совершения. После проверки и установления нарушения, работодатель подписывает указ, согласно которому нарушителю объявляется замечание, выговор или же сразу увольнение, когда речь идет о совершении проступка особо серьезного.

С приказом о дисциплинарном взыскании виновное лицо знакомится под роспись в течение 3 суток с момента его утверждения. Ели нарушитель отказывается ставить подпись под приказом, от наказания это его не освобождает, так как в момент ознакомления присутствуют свидетели, готовые подтвердить правильность процедуры в суде, если ответчик решить подать жалобу на начальника за незаконное увольнение.

Административная и дисциплинарная ответственность государственного служащего – отличия

Государственный гражданский служащий как и гражданин отвечает перед законом за деяние административного характера. Наказания за проступки данного характера прописаны в КоАП РФ. Так же в КоАП есть статья 2.4 предусмотренная для государственных служащих совершивших административное нарушение. Законом строго разграничивается ответственность административная и дисциплинарная.

Рассмотрим их отличия:

  • Государственный служащий привлекается к дисциплинарному наказанию в порядке служебной подчиненности, исполнение осуществляется исполнительной властью, назначенной Президентом Российской Федерации или судами;
  • Административная ответственность имеет несколько иные меры воздействия на нарушителя нежели дисциплинарная: предупреждение, пресечение, взыскание.

Распространение административной ответственности происходит не только на должностных лиц и граждан, но и на учреждения, организации и предприятия.