ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц] - [С]
[Ц] - [С]
ца – са ос – оц оц – ос ацу – асу
са – ца ис – иц иц – ис асу – ацу
аца – аса цо – со ус – уц уц – ус
аса – аца со – цо ес – ец ец – ес
ац – ас ацо – асо цу – су ыс – ыц
яц – яс асо – ацо су – цу цы – сы
ацы – асы ыц – ыс ас – яц сы – цы
асы – ацы яс – яц
Спица, синица, лисица, столица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песец, скворцы, ресницы, сальце, словцо, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый, станция, красавица, семицветик, сцепление, ситец, маслице, лестница, пословица, столбец, письмецо, бессонница, писательница, скиталец, спится, снится, смеётся, садится, кусается, спускается, стыдится, сдаётся.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Овца – овса, пыльца – полоса, цапля – сабля, кольцо – колесо, цокот – сокол, к лицу – лису, к кольцу – к колесу, цып-цып – сыпь-сыпь, овцы – косы, куцый – русый, цыкать – сыпать, концы – носы, ресницы – волосы, умельцы – рельсы, цель – кисель, целый – серый, ценный – осенний, цены – сено, цедить – сердить, целина – седина, цвет – свет, цели – сели, цветик – светик, царить – сорить, цок – сок, цел – сел, бац – бас.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Целый стакан. Сломанное деревце. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце к нам в оконце.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу. Не велика спица в колеснице. Чист молодец: ни коз, ни овец. Целый день сияло солнце. Сентябрь – осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень. Целый месяц дети были в лагере. Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Заглянет солнце и к нам в оконце. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. У красы – берёзки платье серебрится, у красы – берёзки зелены косицы. На сосне сидит синица, под сосной сидит лисица. Кабы лисица не подоспела, то бы овца волка съела. Кто смел, тот и цел. Не цвести цветам на снегу.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Не всякая птица летит высоко. Солнце садится – лентяй веселится. И месяц светит, когда солнца нет. На свете всё меняется, а правда остаётся. Бедным курицам не спится, если им лисица сниться. Я нарвал овце овса; ешь скорей овёс, овца. Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овцу съел. Не велика птица, да голосиста. Весело поётся, весело прядётся. Не зверь, не птица, а нос, как спица
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Упражнение № 8. Выучить стихотворение.
Пальчик – мальчик где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
[Ц] - [С]
Упражнение № 9. Выучить загадки.
Привела я солнце
На своё оконце,
К потолку повесила –
Сразу стало весело.
(Лампа)
Есть рыжий хвост, да не лисица.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]
Упражнение № 10. Выучить загадки.
Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.
Я несу в себе водицу.
Вам водица пригодится.
Искупаться без хлопот,
Если есть…(водопровод)
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]
Упражнение № 11. Выучить стихотворения.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
У плетня на улице
Встретились две курицы,
Курицы – наседки,
Добрые соседки.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]
Упражнение № 12. Выучить стихотворение.
Птичья зарядка.
Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
(В. Берестов)
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Упражнение № 13. Выучить загадки.
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.
(Вёдра в коромысле)
В тёмной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы.
(Пчёлы в улье)
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Упражнение № 14. Выучить стихотворение.
Весна.
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]
Упражнение № 15. Выучить потешки.
Я умница – разумница,
И это знает вся улица –
И петух, и курица.
На улице две курицы с петухом дерутся.
Две девицы – красавицы смотрят и смеются.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]
Упражнение № 16. Выучить стихотворение.
Давай будем одеваться…
Я сама! Я сама!
Пойдём, будем умываться…
Я сама! Я сама!
(И. Муравейко)
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]
Упражнение № 17. Выучить стихотворение.
Буквы.
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
(Б. Заходер)
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Упражнение № 18. Выучить стихотворение.
Есть в зоопарке звери и птицы:
Львицы, лисицы, зайцы, куницы,
Цапли, цыплята, синицы, скворцы,
А у скворцов есть птенцы.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Упражнение № 19. Выучить стихотворения О. Дриза.
Цветок к цветку – цветной узор.
Сосна к сосне – сосновый бор.
Всколыхнула ветку птица –
И по листьям свет струится.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]
Упражнение № 20. Выучить стихотворение.
Зацепила из криницы красна девица водицы.
Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.
Молодец у молодицы попросил воды напиться.
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Упражнение № 21. Выучить стихотворение.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
(С. Маршак)
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]
Упражнение № 22. Выучить стихотворение.
Однажды на концерте
Сидели сорванцы,
Со свистом и со смаком
Сосали леденцы.
(Э. Огнецвет)
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]
Упражнение № 23. Выучить стихотворение.
Мыть тарелки я не буду,
Чтоб цела была посуда.
Я цветы полить готов,
Только нет у нас цветов.
(Л. Дымова)
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]
Упражнение № 24. Выучить стихотворение.
В цветнике две овцы
Целый день пасутся.
У крыльца без конца
Киска ест из блюдца.
Из цветов наконец
Прогоните овец!
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Упражнение № 25. Выучить стихотворение.
Можно двадцать тысяч раз
Уронить железный таз.
А фарфоровую вазу
Уронить нельзя ни разу.
Ведь на двадцать тысяч раз
Надо двадцать тысяч ваз.
(А. Кондратьев)
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]
Упражнение № 26. Выучить стихотворение.
Ошиблась улицей.
Забрели к нам в детский сад
Двенадцать маленьких цыплят.
Привела их с улицы пёстренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей.
Это детский сад, но не для цыплят!
Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.
Цы (ци) - ти, це - те
цирк - тир цепкий - терпкий цыкать - тикать ценный - тесный цыплята - тигрята сцены - стены медицина- Валентина целлофан - телефон
Ец - еть, яц - ять
борец - гореть глупец - глупеть заяц - лаять боец - болеть кузнец - тускнеть месяц - десять жилец - жалеть молодец - молодеть паяц - паять
Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.
Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Нету месяца - темно, звёзды светятся в окно. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые соседки.
Загадки
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь .)
Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их. (Трое .)
В ярком платье модница -
погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
утомится - отдыхает. (Бабочка .)
Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Ната вытирается
Во дворе и
Растут в теплице.
Буква Ц
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы ц.
Есть слова, где ц - в начале,
Где - в средине, где в конце,
Цепь, цветок и цифра - тут
Ц в начале все прочтут,
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде её птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке - буква ц
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы ц.
(Л. Дьяконов.)
Цыплята и утята
У курицы было десять цыплят, а у утки - пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору, Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать-курица показала, как можно купаться в пыли.
Одиннадцатый цыплёнок
Курица вывела десять цыплят и повела их гулять. А одно яйцо закатилось, и курица его не заметила. Одиннадцатый цыплёнок пробил скорлупу и вылез из яйца. Светило солнце, пели птицы. Но цыплёнку было грустно. Он был один и не знал, как его звать.
Цыплёнок пошёл во двор. Там он увидел котёнка. Но котёнок не знал, как зовут цыплёнка.
Проснулся цыплёнок рано. Он хотел пить и есть. Вдруг кто-то пискнул. Перед цыплёнком стоял незнакомец, такой же пушистый.
Ты кто? - спросил незнакомец.
Цыплёнок не успел ответить. Во двор выбежала целая ватага похожих на незнакомца комочков.
«Мы - цыплята!» - кричали они. И цыплёнок узнал своё имя. (По М. Петрову.)
Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].
Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:
Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].
Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .
Характеристика звука [Ч]:
Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:
Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.
Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:
Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].
Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:
1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:
2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :
3. Упражнение с применением игровой формы подражания:
4. Использовать опорные звуки:
Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.
Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:
Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках
Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.
Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].
Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах
Елена Разенкова
Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] - [ц ] и букв т-ц»
Цель: дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц» в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1) - уточнить сравнение артикуляции звуков[ ть - ц ];
Развивать фонематическую дифференциацию звуков[ ть - ц ] в изолированной позиции; в слогах, словах и предложениях;
Уточнить написание букв, обозначающих звуки[ ть - ц ]
2) развивать звуковой анализ слов
3) совершенствовать навыки словоизменения
4) развивать зрительный гнозис учашихся.
5) развивать связную речь учащихся.
1 Организационный момент
Приветствие.
«Грамматическая зарядка».
Реб. каждому из вас Почтальон Печкин принёс конверт. Откройте и посмотрите что вам прислали (3 предметных картинки)
Назовите, что нарисовано на картинках.
(учащиеся по очереди называют свои предметы).
А теперь произведём словоизменения.
1. Назовём ласково. (карандаш- карандашик)
2. Один- много (карандаш-карандащи)
3.»Жадина» (Это мой карандаш)
4. У меня нет (У меня нет карандаша)
5. Я тебе подарю (Я Мише дарю карандаш)
2 Введение в тему.
На доске появляются наложенные изображения
(цифра, цыплёнок, телефон, овца, цветок)
Посмотрите на доску, назовите предметы, которые здесь спрятались.
Найдите лишнее слово (телефон, т. к все слова начинаются со звука [ц], а это слово со звука [ть]
Итак сегодня наша тема занятия «Дифференциация звуков [ть-ц].»
Скажите какими буквами обозначаются эти звуки (т-ц)
Запишем в тетрадях т-ц.
Давайте произнесём и послушаем эти звуки.
Похожи ли эти звуки? Чем?
Но нам надо научиться их различать. Давайте дадим характеристику звукам.
[ть]- согл., глух. ,мяг., (взрывной переднеязычный)короткий
[ц]-согл., глух. ,твердый. (Свистящий)долгий
3 Дифференциация [ ть - ц ] в слогах (устно)
Реб., я буду вам называть слоги со звуками[ть-ц], если вы услышите звук [ть] поднимите букву «т», если слышите звук[ц]-, то поднимаете букву «ц»
(Логопед называет слоги: тя- тё, ти-ци, атя-аца, отя-оца, ци, ти, ать, оц, уть, ить)
Запишем несколько слогов в тетрадях.
(тя- ца, цо-тё, цу-тю, цы- ти) Подчеркнём букву «т»- зелёным карандашом, а букву «ц»- синим.
4 Дифференциация [ ть - ц ]в словах
(учащиеся записывают слова схемами в тетрадях)
Цыплёнок- ц___,
(Слова: цыплёнок, теперь, телефон, телевизор, царь, царица, куница, птица, птенец, целый,терпеть,тень)
5 Физкультминутка.
Игра «Гномики и великаны»
Дети делятся на 2 команды, 3 чел- команда звука «ть», 3 человека команда звука «ц». У каждого ребёнка таблица с соответствующей буквой.
У-логопед читает стихотворный текст или называет слова, а учащиеся «вырастают» ,поднимая соотв. букву или приседают, что говорит о том, что звука нет в слове.
6 Звуковой анализ + дифференциация [ ть - ц ]
На доске появляются картинки, дети выкладывают звуковую схему слова.
7 Посм., на доску и вставьте пропущенные буквы «т» или «ц»(устно)
больни. а.
Посм. на доску в левом столбике написано начало предложения, а в правом- конец. Вам надо составить правильные предложения, подобрав подходящую по смыслу концовку.
Врачи делают операцию темнице
Овощи созревают больнице
Узник сидит в цирке
Клоун выступает в театре
Певец поёт в темнице
(Учащиеся записывают предложения в тетрадь)
Подведение итогов.
Над какими звуками мы сегодня работали?
Назовите основные отличия звука ть от звука ц.
Выставление оценок
Публикации по теме:
Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д» Конспект фронтальной коррекционной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР Автор-составитель: Людмила Владимировна.
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.
Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Логопедическое индивидуальное занятие «Моя дружная семья. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Цель: Закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Задачи: Автоматизировать у.
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Л], [Р]» Групповое занятие в подготовительной группе для детей с фонетическим недоразвитием речи. Тема:Дифференциация звуков:л-р, ль-рь, ль-рь.
Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]» Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи». Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах.
Цели:
1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-Ц вслогах, словах и предложениях;
2. Развивать фонематический слух.
3. Работать над активизацией и расширением словаря, развивать память, внимание, мышление.
4. Воспитывать чувство товарищества.
Оборудование : картинный, дидактический и раздаточный материал, мяч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Оргмомент. Активизация познавательной деятельности. Создание положительной эмоциональной обстановки.
Логопед – Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие – загадочный мир звезд и планет.
Чтобы наш полет прошел увлекательно, надо внимательно слушать, все замечать и запоминать, помогать друг другу в трудную минуту, грамотно и красиво говорить.
2. Введение в тему занятия.
Логопед – чтобы начать путешествие, необходимо знать код запуска ракеты. Он состоит из звуков, с которыми мы будем работать.
Назовите общий звук в словах: тёмный, котенок, путь – звук Т
Цель, солнце, конец — звук Ц.
Логопед – Какой же код запустит нашу ракету? — Т-Ц.
3. Сравнение звуков.
Логопед – Дайте характеристику звукам Т-Ц (Звук Т – согласный, мягкий, имеет парный звук Т, глухой; Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой)
Логопед – чем похожи звуки Т-Ц? – Звуки Т-Ц – согласные, глухие.
Чем различаются звуки Т-Ц? – Звук Т- мягкий, а звук Ц- твердый.
Логопед – Код получен. Проверим, все ли готовы к путешествию.
Игра с мячом «Наоборот» (активизация внимания, развитие фонематического слуха).
Логопед – Я назову слог и брошу мяч, ваша задача – поймать мяч, изменить согласный звук и вернуть мяч.
Тя – ца ти – цы оть – оц еть – ец
Тё – цо те – це уть – уц ять – яц
Тю – цу ать – ац ить – иц
Логопед — Молодцы, все готовы! Можем отправляться в путь!
Негромко звучит музыка.
4. Логопед – Посмотрите, сколько звезд нам светит! Все они разного цвета. А знаете ли вы, что цвет звезды зависит от ее возраста?
Самые юные – голубые и белые, желтые и оранжевые – постарше, а красные – самые старые звезды.
Летим к самой старой звезде!
Игра «Четвертый лишний» (развитие внимания, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).
Логопед – назовите картинки, найдите «лишнюю», докажите свой выбор.
Картинки: тюбетейка, парашютист, картина, цифры
Цыпленок, костюм, шлепанцы, кольцо
Сети, пять, пуговица, картина и т.д.
5. Обозначение звука буквой.
Логопед — Двигаемся к Оранжевой звезде. Здесь нас подстерегает метеоритный дождь.
Выяснить, что такое «метеорит». Раздать карточки-метеориты.
Нужно быстро и правильно расставить буквы в слова.
Вспомните, какой буквой обозначается звук Т? – буквой Тэ, звук Ц?– буквой Це.
Слова: Солнце, месяц, тень, Медведица, станция, центр, метеорит, система, цвет, телеграмма, тело, Галактика.
Проверка работы.
Выяснить, почему слова «Солнце», «Медведица», «Галактика» написаны с заглавной буквы. Уточнить значения незнакомых слов.
6. Работа в тетради.
а) Графический диктант.
Логопед — А вот и следующая (желтая) звезда. Посмотрите, какая она необычная. В ней есть какая-то тайна.
Ребята, нам необходимо зашифровать и отправить телеграмму о нашем полете: «Летим к центру Галактики. Ориентируемся по Солнцу. Наша цель – созвездие Тельца».
Проверка работы.
Динамическая пауза
Логопед – У нас впереди еще много неизведанного, поэтому нам необходим заряд бодрости. Давайте сделаем зарядку.
Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – улыбнись,
Девять-десять – не зевайте, свое место занимайте.
б) Запись слов в тетради.
Логопед — Но что это? Стало плохо видно, вокруг туман какой-то. По-видимому, это туманность. Как вы думаете, что такое «Туманность»? (Вывесить на доску изображение туманности)
Нужно быть очень внимательным и сообразительным, чтобы хорошо ориентироваться в этом месте Галактики.
Игровое упражнение «Отгадай загадку, запиши отгадку» (активизация словаря, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления).
Логопед – послушайте загадку, отгадку запишите в тетрадь, назовите место изучаемых звуков в слове.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …
(Скворец).
Черный жилет, красный берет
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел).
Птица важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Спит, стоя на одной ноге,
В болоте прямо, без подушки.
И неразборчива в еде:
Ее меню – одни лягушки.
(Цапля)
У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки.
Квохчет, клохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет
За собою их ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)
Логопед – вы очень сообразительные и внимательные ребята. Прочитайте отгадки, скажите, кто это? – Это птицы.
7. Работа со словом.
Логопед – Жители Розовой звезды впервые видят этих животных. Соедините семьи — «Кто с кем живет», назовите (игра «Большие и маленькие»).
Кошка с котятами, корова с теленком, овца с ягненком, тигр и тигрятами и т.д.
Молодцы! Вы познакомили жителей Желтой звезды с обитателями планеты Земля. Теперь они знают, как земляне называют животных и птиц.
8. Составление словосочетаний.
Логопед –Впереди у нас Голубая звезда! И еще одно испытание для нашей команды.
Прочитайте слова в столбиках. Какие слова непонятны?
Соедините слова по смыслу, чтобы получились словосочетания.
орбитальная система
солнечная Тельца
созвездие станция
Составьте с этими словосочетаниями предложения (устно). Проверка работы.
9. Составление предложения из слов.
Логопед – мы достигли конечной цели нашего путешествия. Это созвездие Тельца. (Открыть созвездие). Каждая звездочка в созвездии обозначает какое-то слово. Соедините слова так, чтобы получилось предложение.
Слова: небесные, тела, Солнце, звезды, и, это
Прослушивание вариантов. Выбор. Запись. Проверка.
10. Рефлексия. Итог занятия.
Логопед – Ребята! Цель нашего путешествия достигнута. Мы узнали много нового об окружающем Землю космическом пространстве.
Что запомнилось лучше всего?
В чем ты испытывал трудности? (спросить конкретного ребенка)
Вы очень дружная сплоченная команда, которая преодолела все трудности. Теперь вам не страшны никакие космические тайны. Молодцы!
Я благодарю вас!
Козлова Анжелина Юрьевна,
учитель-логопед