Речевой материал на дифференциацию звуков ц ть. Конспект группового логопедического занятия на тему "звуки «Ц» и «Т`» и буквы «Ц», «ц» («Ц», «ц») и «Т», «т» («Т», «т»)"

07.02.2024

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц] - [С]
[Ц] - [С]

ца – са ос – оц оц – ос ацу – асу

са – ца ис – иц иц – ис асу – ацу

аца – аса цо – со ус – уц уц – ус

аса – аца со – цо ес – ец ец – ес

ац – ас ацо – асо цу – су ыс – ыц

яц – яс асо – ацо су – цу цы – сы

ацы – асы ыц – ыс ас – яц сы – цы

асы – ацы яс – яц


[Ц] - [С]

Спица, синица, лисица, столица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песец, скворцы, ресницы, сальце, словцо, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый, станция, красавица, семицветик, сцепление, ситец, маслице, лестница, пословица, столбец, письмецо, бессонница, писательница, скиталец, спится, снится, смеётся, садится, кусается, спускается, стыдится, сдаётся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.


[Ц] - [С]

Овца – овса, пыльца – полоса, цапля – сабля, кольцо – колесо, цокот – сокол, к лицу – лису, к кольцу – к колесу, цып-цып – сыпь-сыпь, овцы – косы, куцый – русый, цыкать – сыпать, концы – носы, ресницы – волосы, умельцы – рельсы, цель – кисель, целый – серый, ценный – осенний, цены – сено, цедить – сердить, целина – седина, цвет – свет, цели – сели, цветик – светик, царить – сорить, цок – сок, цел – сел, бац – бас.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Целый стакан. Сломанное деревце. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце к нам в оконце.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу. Не велика спица в колеснице. Чист молодец: ни коз, ни овец. Целый день сияло солнце. Сентябрь – осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень. Целый месяц дети были в лагере. Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Заглянет солнце и к нам в оконце. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. У красы – берёзки платье серебрится, у красы – берёзки зелены косицы. На сосне сидит синица, под сосной сидит лисица. Кабы лисица не подоспела, то бы овца волка съела. Кто смел, тот и цел. Не цвести цветам на снегу.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Не всякая птица летит высоко. Солнце садится – лентяй веселится. И месяц светит, когда солнца нет. На свете всё меняется, а правда остаётся. Бедным курицам не спится, если им лисица сниться. Я нарвал овце овса; ешь скорей овёс, овца. Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овцу съел. Не велика птица, да голосиста. Весело поётся, весело прядётся. Не зверь, не птица, а нос, как спица

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Пальчик – мальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.


[Ц] - [С]

Упражнение № 9. Выучить загадки.

Привела я солнце

На своё оконце,

К потолку повесила –

Сразу стало весело.

(Лампа)


Сидит не ветке, а не птица,

Есть рыжий хвост, да не лисица.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 10. Выучить загадки.

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.

Я несу в себе водицу.

Вам водица пригодится.

Искупаться без хлопот,

Если есть…(водопровод)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 11. Выучить стихотворения.

Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя.
У плетня на улице

Встретились две курицы,

Курицы – наседки,

Добрые соседки.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Птичья зарядка.

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

(В. Берестов)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 13. Выучить загадки.

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

(Вёдра в коромысле)

В тёмной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы.

(Пчёлы в улье)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Весна.


Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 15. Выучить потешки.

Я умница – разумница,

И это знает вся улица –

И петух, и курица.

На улице две курицы с петухом дерутся.

Две девицы – красавицы смотрят и смеются.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Давай будем одеваться…

Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться…

Я сама! Я сама!

(И. Муравейко)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Буквы.


Тридцать две родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

(Б. Заходер)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Есть в зоопарке звери и птицы:

Львицы, лисицы, зайцы, куницы,

Цапли, цыплята, синицы, скворцы,

А у скворцов есть птенцы.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 19. Выучить стихотворения О. Дриза.

Цветок к цветку – цветной узор.

Сосна к сосне – сосновый бор.
Всколыхнула ветку птица –

И по листьям свет струится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Зацепила из криницы красна девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

(С. Маршак)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Однажды на концерте

Сидели сорванцы,

Со свистом и со смаком

Сосали леденцы.

(Э. Огнецвет)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Мыть тарелки я не буду,

Чтоб цела была посуда.

Я цветы полить готов,

Только нет у нас цветов.

(Л. Дымова)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов наконец

Прогоните овец!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 25. Выучить стихотворение.

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 26. Выучить стихотворение.

Ошиблась улицей.

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы пёстренькая курица.

Миленькая курица, ты ошиблась улицей.

Это детский сад, но не для цыплят!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


Желаем успехов!

Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.

Цы (ци) - ти, це - те

цирк - тир цепкий - терпкий цыкать - тикать ценный - тесный цыплята - тигрята сцены - стены медицина- Валентина целлофан - телефон

Ец - еть, яц - ять

борец - гореть глупец - глупеть заяц - лаять боец - болеть кузнец - тускнеть месяц - десять жилец - жалеть молодец - молодеть паяц - паять

Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Нету месяца - темно, звёзды светятся в окно. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые соседки.

Загадки

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь .)

Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их. (Трое .)

В ярком платье модница -

погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

утомится - отдыхает. (Бабочка .)

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Ната вытирается

Во дворе и

Растут в теплице.

Буква Ц

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы ц.

Есть слова, где ц - в начале,

Где - в средине, где в конце,

Цепь, цветок и цифра - тут

Ц в начале все прочтут,

А в словах отец, боец

Ц мы пишем под конец.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке - буква ц

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице.

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы ц.

(Л. Дьяконов.)

Цыплята и утята

У курицы было десять цыплят, а у утки - пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору, Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать-курица показала, как можно купаться в пыли.

Одиннадцатый цыплёнок

Курица вывела десять цыплят и повела их гулять. А одно яйцо закатилось, и курица его не заметила. Одиннадцатый цыплёнок пробил скорлупу и вылез из яйца. Светило солнце, пели птицы. Но цыплёнку было грустно. Он был один и не знал, как его звать.

Цыплёнок пошёл во двор. Там он увидел котёнка. Но котёнок не знал, как зовут цыплёнка.

Проснулся цыплёнок рано. Он хотел пить и есть. Вдруг кто-то пискнул. Перед цыплёнком стоял незнакомец, такой же пушистый.

Ты кто? - спросил незнакомец.

Цыплёнок не успел ответить. Во двор выбежала целая ватага похожих на незнакомца комочков.

«Мы - цыплята!» - кричали они. И цыплёнок узнал своё имя. (По М. Петрову.)

Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов - альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов - местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача - укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком - заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].





Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах

Елена Разенкова
Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] - [ц ] и букв т-ц»

Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз ФФНР

Тема: Дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц»

Цель: дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц» в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1) - уточнить сравнение артикуляции звуков[ ть - ц ];

Развивать фонематическую дифференциацию звуков[ ть - ц ] в изолированной позиции; в слогах, словах и предложениях;

Уточнить написание букв, обозначающих звуки[ ть - ц ]

2) развивать звуковой анализ слов

3) совершенствовать навыки словоизменения

4) развивать зрительный гнозис учашихся.

5) развивать связную речь учащихся.

1 Организационный момент

Приветствие.

«Грамматическая зарядка».

Реб. каждому из вас Почтальон Печкин принёс конверт. Откройте и посмотрите что вам прислали (3 предметных картинки)

Назовите, что нарисовано на картинках.

(учащиеся по очереди называют свои предметы).

А теперь произведём словоизменения.

1. Назовём ласково. (карандаш- карандашик)

2. Один- много (карандаш-карандащи)

3.»Жадина» (Это мой карандаш)

4. У меня нет (У меня нет карандаша)

5. Я тебе подарю (Я Мише дарю карандаш)

2 Введение в тему.

На доске появляются наложенные изображения

(цифра, цыплёнок, телефон, овца, цветок)

Посмотрите на доску, назовите предметы, которые здесь спрятались.

Найдите лишнее слово (телефон, т. к все слова начинаются со звука [ц], а это слово со звука [ть]

Итак сегодня наша тема занятия «Дифференциация звуков [ть-ц].»

Скажите какими буквами обозначаются эти звуки (т-ц)

Запишем в тетрадях т-ц.

Давайте произнесём и послушаем эти звуки.

Похожи ли эти звуки? Чем?

Но нам надо научиться их различать. Давайте дадим характеристику звукам.

[ть]- согл., глух. ,мяг., (взрывной переднеязычный)короткий

[ц]-согл., глух. ,твердый. (Свистящий)долгий

3 Дифференциация [ ть - ц ] в слогах (устно)

Реб., я буду вам называть слоги со звуками[ть-ц], если вы услышите звук [ть] поднимите букву «т», если слышите звук[ц]-, то поднимаете букву «ц»

(Логопед называет слоги: тя- тё, ти-ци, атя-аца, отя-оца, ци, ти, ать, оц, уть, ить)

Запишем несколько слогов в тетрадях.

(тя- ца, цо-тё, цу-тю, цы- ти) Подчеркнём букву «т»- зелёным карандашом, а букву «ц»- синим.

4 Дифференциация [ ть - ц ]в словах

(учащиеся записывают слова схемами в тетрадях)

Цыплёнок- ц___,

(Слова: цыплёнок, теперь, телефон, телевизор, царь, царица, куница, птица, птенец, целый,терпеть,тень)

5 Физкультминутка.

Игра «Гномики и великаны»

Дети делятся на 2 команды, 3 чел- команда звука «ть», 3 человека команда звука «ц». У каждого ребёнка таблица с соответствующей буквой.

У-логопед читает стихотворный текст или называет слова, а учащиеся «вырастают» ,поднимая соотв. букву или приседают, что говорит о том, что звука нет в слове.

6 Звуковой анализ + дифференциация [ ть - ц ]

На доске появляются картинки, дети выкладывают звуковую схему слова.

7 Посм., на доску и вставьте пропущенные буквы «т» или «ц»(устно)

больни. а.

Посм. на доску в левом столбике написано начало предложения, а в правом- конец. Вам надо составить правильные предложения, подобрав подходящую по смыслу концовку.

Врачи делают операцию темнице

Овощи созревают больнице

Узник сидит в цирке

Клоун выступает в театре

Певец поёт в темнице

(Учащиеся записывают предложения в тетрадь)

Подведение итогов.

Над какими звуками мы сегодня работали?

Назовите основные отличия звука ть от звука ц.

Выставление оценок

Публикации по теме:

Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д» Конспект фронтальной коррекционной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР Автор-составитель: Людмила Владимировна.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Логопедическое индивидуальное занятие «Моя дружная семья. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Цель: Закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Задачи: Автоматизировать у.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Л], [Р]» Групповое занятие в подготовительной группе для детей с фонетическим недоразвитием речи. Тема:Дифференциация звуков:л-р, ль-рь, ль-рь.

Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]» Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи». Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах.

Цели:

1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-Ц вслогах, словах и предложениях;
2. Развивать фонематический слух.
3. Работать над активизацией и расширением словаря, развивать память, внимание, мышление.
4. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование : картинный, дидактический и раздаточный материал, мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Оргмомент. Активизация познавательной деятельности. Создание положительной эмоциональной обстановки.

Логопед – Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие – загадочный мир звезд и планет.

Чтобы наш полет прошел увлекательно, надо внимательно слушать, все замечать и запоминать, помогать друг другу в трудную минуту, грамотно и красиво говорить.

2. Введение в тему занятия.

Логопед – чтобы начать путешествие, необходимо знать код запуска ракеты. Он состоит из звуков, с которыми мы будем работать.

Назовите общий звук в словах: тёмный, котенок, путь – звук Т

Цель, солнце, конец — звук Ц.

Логопед – Какой же код запустит нашу ракету? — Т-Ц.

3. Сравнение звуков.

Логопед – Дайте характеристику звукам Т-Ц (Звук Т – согласный, мягкий, имеет парный звук Т, глухой; Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой)

Логопед – чем похожи звуки Т-Ц? – Звуки Т-Ц – согласные, глухие.

Чем различаются звуки Т-Ц? – Звук Т- мягкий, а звук Ц- твердый.

Логопед – Код получен. Проверим, все ли готовы к путешествию.

Игра с мячом «Наоборот» (активизация внимания, развитие фонематического слуха).

Логопед – Я назову слог и брошу мяч, ваша задача – поймать мяч, изменить согласный звук и вернуть мяч.

Тя – ца ти – цы оть – оц еть – ец
Тё – цо те – це уть – уц ять – яц
Тю – цу ать – ац ить – иц

Логопед — Молодцы, все готовы! Можем отправляться в путь!

Негромко звучит музыка.

4. Логопед – Посмотрите, сколько звезд нам светит! Все они разного цвета. А знаете ли вы, что цвет звезды зависит от ее возраста?

Самые юные – голубые и белые, желтые и оранжевые – постарше, а красные – самые старые звезды.

Летим к самой старой звезде!

Игра «Четвертый лишний» (развитие внимания, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).

Логопед – назовите картинки, найдите «лишнюю», докажите свой выбор.

Картинки: тюбетейка, парашютист, картина, цифры

Цыпленок, костюм, шлепанцы, кольцо

Сети, пять, пуговица, картина и т.д.

5. Обозначение звука буквой.

Логопед — Двигаемся к Оранжевой звезде. Здесь нас подстерегает метеоритный дождь.

Выяснить, что такое «метеорит». Раздать карточки-метеориты.

Нужно быстро и правильно расставить буквы в слова.

Вспомните, какой буквой обозначается звук Т? – буквой Тэ, звук Ц?– буквой Це.

Слова: Солнце, месяц, тень, Медведица, станция, центр, метеорит, система, цвет, телеграмма, тело, Галактика.

Проверка работы.

Выяснить, почему слова «Солнце», «Медведица», «Галактика» написаны с заглавной буквы. Уточнить значения незнакомых слов.

6. Работа в тетради.

а) Графический диктант.

Логопед — А вот и следующая (желтая) звезда. Посмотрите, какая она необычная. В ней есть какая-то тайна.

Ребята, нам необходимо зашифровать и отправить телеграмму о нашем полете: «Летим к центру Галактики. Ориентируемся по Солнцу. Наша цель – созвездие Тельца».

Проверка работы.

Динамическая пауза

Логопед – У нас впереди еще много неизведанного, поэтому нам необходим заряд бодрости. Давайте сделаем зарядку.

Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – улыбнись,
Девять-десять – не зевайте, свое место занимайте.

б) Запись слов в тетради.

Логопед — Но что это? Стало плохо видно, вокруг туман какой-то. По-видимому, это туманность. Как вы думаете, что такое «Туманность»? (Вывесить на доску изображение туманности)

Нужно быть очень внимательным и сообразительным, чтобы хорошо ориентироваться в этом месте Галактики.

Игровое упражнение «Отгадай загадку, запиши отгадку» (активизация словаря, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления).

Логопед – послушайте загадку, отгадку запишите в тетрадь, назовите место изучаемых звуков в слове.

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …
(Скворец).

Черный жилет, красный берет
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел).

Птица важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Спит, стоя на одной ноге,
В болоте прямо, без подушки.
И неразборчива в еде:
Ее меню – одни лягушки.
(Цапля)

У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки.
Квохчет, клохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет
За собою их ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)

Логопед – вы очень сообразительные и внимательные ребята. Прочитайте отгадки, скажите, кто это? – Это птицы.

7. Работа со словом.

Логопед – Жители Розовой звезды впервые видят этих животных. Соедините семьи — «Кто с кем живет», назовите (игра «Большие и маленькие»).

Кошка с котятами, корова с теленком, овца с ягненком, тигр и тигрятами и т.д.

Молодцы! Вы познакомили жителей Желтой звезды с обитателями планеты Земля. Теперь они знают, как земляне называют животных и птиц.

8. Составление словосочетаний.

Логопед –Впереди у нас Голубая звезда! И еще одно испытание для нашей команды.

Прочитайте слова в столбиках. Какие слова непонятны?

Соедините слова по смыслу, чтобы получились словосочетания.

орбитальная система
солнечная Тельца
созвездие станция

Составьте с этими словосочетаниями предложения (устно). Проверка работы.

9. Составление предложения из слов.

Логопед – мы достигли конечной цели нашего путешествия. Это созвездие Тельца. (Открыть созвездие). Каждая звездочка в созвездии обозначает какое-то слово. Соедините слова так, чтобы получилось предложение.

Слова: небесные, тела, Солнце, звезды, и, это

Прослушивание вариантов. Выбор. Запись. Проверка.

10. Рефлексия. Итог занятия.

Логопед – Ребята! Цель нашего путешествия достигнута. Мы узнали много нового об окружающем Землю космическом пространстве.

Что запомнилось лучше всего?

В чем ты испытывал трудности? (спросить конкретного ребенка)

Вы очень дружная сплоченная команда, которая преодолела все трудности. Теперь вам не страшны никакие космические тайны. Молодцы!

Я благодарю вас!

Козлова Анжелина Юрьевна,
учитель-логопед