Символика буддизма и их значение. Восемь благоприятных символов буддизма

12.03.2024

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тибет манит своей загадочностью и таинственностью. Он пестрит необычными символами, причудливыми изображениями, понять которые несведущему человеку очень сложно. Эта статья расскажет про тибетские амулеты и их значение, приоткроет завесу тайны магической стороны Тибета, объяснит, из чего изготавливаются талисманы икак они обретают свою силу.

Вступление

Мир магических символов Тибета огромен, и их разнообразие будоражит воображение. Защита от сглаза, привлечение денег, продолжение рода, сохранение здоровья, ловля удачи за хвост, победа над болезнями – это лишь малая толика волшебства, которое способны совершать обереги.

Они все называются «сунг», что с санскрита переводится как «защита». Совсем неудивительно, ведь главная их задача – оберегать своего хозяина от всякого рода напастей.

Сложно сказать, когда именно они появились. Но Тибет – это место, где сошлись эпохи, столкнулись две мощные культуры: , пришедший прямиком из Индии, и , господствовавшая здесь до пришествия новой религии. Каждая цивилизация имела свои понятия о мироустройстве, учения, а значит – символику, атрибутику, талисманы.

Современные талисманы тибетского происхождения – это симбиоз двух направлений мысли, гармоничное, уникальное сочетание буддийской религии с бонской.

Из чего же сделаны их амулеты

Фантазия тибетцев была неуемна – изготавливались обереги разных форм, размеров, с нанесением изображений, узоров из всего, что было доступно. Так, существуют талисманы из металла, бумаги, глины, бересты, ткани, а самый диковинный среди них – из кости яка и его рогов. Их расставляют, развешивают по дому, носят на теле или даже принимают внутрь, как лекарственное средство.

Очень сильные защитные апотропеи – это специальные символы, которыми расписывают стены, потолки в интерьере и экстерьере дома. Они способны призывать духов, оберегать жителей или гостей. Также эти буквы, словосочетания или мантры могут наноситься на специальные полотна и флаги, развевающиеся около входа.

Похожие обереги с нанесением отдельных фраз на бумагу могут быть и нательными. В некоторых случаях специальные листочки скатывают в молитвенные шарики, а потом проглатывают – считается, что это способно подправить здоровье, излечив от болезней.

Более сложными являются талисманы с мотивами божеств, картинами, показанными в сутрах, образами религиозных деятелей. Они сулят удачу, долголетие, богатство, счастье, а также отгоняют злых духов.


Мощной энергетикой обладают металлические вещицы – из серебра, золота, меди, их сплавов. Они не нуждаются в нанесении дополнительных образов вроде мантр или традиционных буддийских знаков, потому что могут бороться со злом своими силами.

С точки зрения европейского взгляда и традиционной астрологии принято полагать, что Солнцу соответствует золото, а Луне – серебро. Невероятно, но только среди тибетцев и немцев укоренилось мнение, что Луна – мужское небесное тело, а Солнце – женское.

Виды талисманов

Среди всего многообразия причудливых названий иневедомых для европейцев узоров самыми удивительными и любимыми представляются следующие:

  • знак Ом;
  • камни Дзи;
  • амулет рю.

Звук Ом

Первая песня Вселенной после своего рождения, главный знак, объединяющий буддизм и индуизм – Ом . Именно с этим звуком появилась наша Вселенная, а звучит он как «аум ». Он успокаивает своими вибрациями, дарит душевное равновесие, превращает энергию человека во вселенскую энергию.

Образ этого слога наносят всюду: на одежду, украшения, предметы домашнего обихода, здания, даже переносят в природу, высекая на камнях, деревьях, песке. Этот божественный знак ограждает от дурных сил как извне, так и изнутри, спасает и от злых существ внешнего мира, и от негативной энергии внутреннего пространства.

Мандала

Это слово известно, наверное, многим сегодняшним модникам и последователям популярных тенденций. Мандалы сейчас приобрели колоссальную популярность, занимая целые книжные полки, стеллажи с журналами, блокнотами. Еще бы, ведь эти узоры – отличное успокоительное в наше время стресса и депрессий.

Антистресс, арт-терапия – как только не называют теперь это новомодное течение. Но не все знают, что они появились много веков назад, а среди истинных тибетцев не менее популярны, чем у нас. Их вырезали, рисовали, создавали из песка самых разных цветов.


Тибетские монахи, трудясь над одной сложной песочной мандалой не одну неделю, затем в специальном ритуале в одночасье сметают ее, чтобы подчеркнуть непривязанность к вещам, понять иллюзорность этого мира. Узоры многочисленны, каждый имеет свое значение, воздействуя на определенную сторону жизни человека.

Бусинки Дзи

Бусинки Дзи – это камни из агата или кварца, имеющие особую, обычно продолговатую, трубчатую форму. На них наносятся самые разные росписи: чаще всего глаза, а иногда полоски, геометрические фигуры, цветы. Тибетцы верят, что эти небольшие камешки притягивают большое везение для своего обладателя, обещают ему золотые горы и богатырское здоровье.

Бусины Дзи такие же древние, как цивилизация бон – именно оттуда они берут свое начало. С ними связана забавная легенда, согласно которой Дзи носили полубоги как украшения. Когда камни портились, божества выбрасывали их с небес на землю, и те превращались в насекомых, закапываясь в почву. Но когда этих насекомых касалась рука человека, они вновь приобретали первозданный вид, суливший нашедшему неземное счастье.

Амулет Рю

Это тантрический оберег, защищающий от сглаза и порчи. Останавливает негативное воздействие людей и духов, предупреждает появление психических болезней.

Как это работает

Чтобы волшебные артефакты «заработали», недостаточно их просто сотворить. Нужен особый обряд монахов, который освящает предмет, наделяя его магическими свойствами. Лама проводит над ним роскошный торжественный ритуал по всем правилам, с соблюдением последовательности действий, также может просто начитываться . Нательные обереги часто обматываются разноцветными нитями так, чтобы скрыть их от посторонних взглядов.


Любой такой предмет индивидуален и помогает только одному человеку или семье. Если он был потерян, а потом его нашли другие люди, то для них он не будет защитником. Но самое главное в амулете, что придает ему безграничную силу, – в него нужно верить. Искренне, безоговорочно, самозабвенно.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

В этой статье вы узнаете:

Практически в каждой религии мира есть своя устоявшаяся символика. Она является неотъемлемой частью духовного мира и важна для верующих.

Главный символ буддизма – изображение Будды. Но он появился уже после смерти Просветленного, т.к. Будда не поощрял поклонение.

Кроме изображений Просветленного, в буддизме существует целый ряд почитаемых знаков.

История появления буддистских символов

Существует красивое сказание о том, каким образом в нашем мире появились .

По этому сказанию, в день постижения Буддой просветления и высшей мудрости под священным деревом многие боги пришли засвидетельствовать свое почтение и преподнесли ему дары – восемь благоприятных символов .

Божество Брахма преподнес Просветленному Дхармачакру (Колесо Ученья). Небесный бог Шакра вручил Белую Раковину для распространения мудрости Будды в каждом конце Вселенной. Земной бог Ставара вручил Будде Драгоценный Сосуд , полный напитка вечной жизни. Остальные боги преподнесли Будде пару Золотых Карпов, Лотос, Знамя Победы и Благой Зонт.

Все эти символы в буддизме стали священными, проявляющими тесную связь божественного с миром людей.

Мы подобрали для васинтересные статьи:

1 символ – «Благой зонт»

Как и другие основные символы буддизма и индуизма, «Благой Зонт» помогает в достижении благополучия, богатства и счастья на всех уровнях бытия. «Благой Зонт» (в другом толковании – драгоценный) олицетворяет защиту и божественное покровительство, символизирует безопасность, власть и царственный статус в обществе.

Зонт принадлежал Варуне, божеству водоемов и хранителю справедливости. Укрывая прохладной осенью, «Благой Зонт» избавляет от потоков боли и мучений, обмана и недостижимых мечтаний, злых сил и отрицательного воздействия.

Традиционный зонт (Чхатра) в буддизме изображается следующим образом:

  • вытянутая белая или светло-красная ручка из сандалового дерева, декорированная небольшим белоснежным или золотистым лотосом, сосудом и драгоценными камнями;
  • свод – из белого или золотого шелка, бахрома опоясывает его по краю и отделана цветными ткаными украшениями;
  • иногда бывает изображен с перьями павлина или подвесками из хвостов яка – как символ высокого рода обладателя.

Считается, что большое количество сопровождающих с зонтами указывает на высокий статус человека.

Нередко изображаются квадратные или многоугольные зонты. Большие золотые и красные зонты были традиционными украшениями для трона главного ламы, а также развешивались над изображением главного божества в храмах.

2 – Золотые рыбки

Вспоминая восемь благоприятных символов буддизма, многие сразу представляют двух карпов Кои , плавающих по кругу. Их чешуя играет на солнце золотым огнем, напоминающим драгоценные монеты. Кроме того, карпы Кои почитаются как священные животные из-за их благородного вида, элегантности и долголетия.

Бог Вишну преподнес двух карпов Будде в качестве украшения его глаз и защиты от океана мучений и боли.

Издавна эти рыбки, свободные и подвижные обитатели рек и других водоемов, были олицетворением богатства и благополучия: как материального, так и морального. Как рыба плещется в воде, не встречая препятствий на своем пути, так и человек сможет достигнуть цели без помех.

В буддизме пара рыбок олицетворяет радость, активность, счастье и свободу от кастовой системы, так как они свободно резвятся в воде.

Если представить жизнь как бесконечный океан перерождения, то рыбки символизируют легкое его преодоление и приближение к вечной Нирване.

3 – Драгоценная ваза

По легенде, бог Шадана преподнес Будде вазу в качестве украшения для шеи. Как и другие символы в буддизме , ваза олицетворяет достаток и богатство во всех сферах жизни.

Кроме того, драгоценный сосуд – неиссякаемый источник изобилия, исполнения желаний и реализации планов. Эти свойства вазы распространяются и на духовное желание выйти из бесконечного цикла перерождений и достичь Нирваны.

Вазу традиционно изображают в виде золотого кувшина для воды со следующими вариантами украшений:

  • крышка, увенчанная драгоценными камнями;
  • лепестки лотоса, опоясывающие вазу в различных частях;
  • россыпь драгоценных камней по всей вазе;
  • широкая шелковая лента, обвязанная вокруг горлышка.

Драгоценная ваза часто используется в буддистских ритуальных церемониях и считается неиссякаемой: сколько даров из нее ни возьми, а она все равно остается полной.

Есть несколько версий о том, что же скрывает в себе драгоценный сосуд . По одной версии, внутри вазы содержится сладкий нектар, дарующий бессмертие всем, отведавшим его. По другой версии, внутри – неиссякаемый источник драгоценностей.

Нужно помнить, что под драгоценностями буддисты понимают, прежде всего, божественное Просветление и Мудрость. А под напитком бессмертия – ясность и непрерывность сознания, позволяющие познать легкость бытия и перенести этот опыт в следующую жизнь после перерождения.

Значит, одновременно с благими деяниями верующим следует укрепляться в терпении, стойко переживать возвращение негативной кармы за наши грешные действия, совершенные в прошлом.

В некоторых толкованиях говорится, что горлышко вазы запечатано корнями дерева желаний. Такой сосуд, наполненный драгоценностями и запечатанный корнями, размещался (или закапывался) в священных землях, местах поклонения, в водоемах и на горных тропах. В последних случаях роль вазы – умиротворение присутствующих там духов.

4 – Лотос

– священное и самое чтимое растение в Индии. В виде лотосов изображаются чакры, особенно он связан с Сахасрарой, тысячелепестковой чакрой, расположенной чуть выше макушки головы. Кроме того, цветок лотоса – непременный атрибут практически любого божества в индуистском пантеоне. Кришна часто описывается лотосооким, а у Вишну лотос растет из пупка.

Изображение лотоса – символ святой безграничной любви, которая входит в четыре неизмеримости, характерные душе бодхисатвы. Цветок лотоса возле храма обозначает божественную обитель и молитвенное состояние чистоты и умиротворенности.

Лотос в буддизме изображается с 4, 8, 16, 24, 32, 64, 100 или 1000 лепестков. Эти числа сопоставляются с чакрами и количеством частей в мандале.

По цвету лотоса можно определить, кому из богов буддистского пантеона он принадлежит. Например, Ганеша держит в руке розовый или светло-красный цветок, состоящий из 8 или 16 лепестков. Часто Ганеша изображается восседающим на розовом лотосе. Белый цветок – символ святости и непорочности – держит в руке Белая Тара.

Учению буддизма свойственно следующее понимание этого цветка: произрастая из грязного ила, стебель лотоса тянется сквозь толщу речных вод, чтобы распуститься над ними прекрасным цветком. Так и человек, преодолев череду перерождений и познав Просветление, однажды погрузится в Нирвану.

5 – Бесконечный узел

Бесконечный узел (Шриватса) подарил Будде бог Ганеша в качестве украшения для сердца.

Шриватса имеет несколько вариантов изображения:

  • узел треугольной (иногда округлой) формы;
  • драгоценный камень, соединяющийся противоположными углами;
  • локон счастья на груди у Кришны и Будды;
  • отметины на капюшоне кобры (символа кундалини).

Среди буддистов и теологов нет единого мнения, что собой символизирует бесконечный узел Шриватса . Одни полагают, что он представляет собой бесконечность Сансары. Другие считают, что узел – символ вечности. Третьи видят в нем знак неисчерпаемой мудрости Просветленного. Четвертые видят в узле переменчивость времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а кроме того, единство сострадания и мудрости.

Кроме того, есть версия, по которой Шриватса («возлюбленный Шри») – знак Лакшми, украшающий грудь бога Вишну. Знак Лакшми также есть и у Кришны – девятого перерождения Вишну. В этом случае Шриватса называется «завиток счастья» и похож очертаниями на свастику.

6 – Белая раковина

Белая ракушка, завитая вправо, была вручена Будде богом Индрой в качестве украшения для ушей. Считается, что моллюск должен прожить пять жизней, непрерывно перерождаясь, чтобы обрести подобную ракушку.

Раньше ракушки служили музыкальными инструментами, поэтому белая раковина олицетворяет звук мудрости Будды, распространение ее повсюду, пробуждение последователей Будды ото сна незнания. Кроме того, звук раковины олицетворяет прекрасный и мелодичный голос Дхармы. Но не всем дано уловить смысл в этих звуках: некоторые существа из-за своих заблуждений ничего не понимают или вовсе не слышат.

Белая ракушка со спиралькой, завитой по часовой стрелке, – атрибут многих богов-героев, чьи раковины прославляли их смелость и успехи в военном искусстве. Есть мнение, что ее святой и благородный звук изгоняет нечистую силу, обращает вредоносных существ в бегство и отклоняет катастрофы.

Как и другие благоприятные символы в буддизме , раковина имеет свои особенности изображения:

  • изображается вертикально;
  • внизу ракушки располагается шелковая лента;
  • завитая вправо спираль.

Иногда раковина располагается горизонтально и используется в качестве аромалампы.

7 – Знамя победы

Знамя победы Просветленному подарил бог Кришна в качестве украшения для туловища. Знамя – многоярусный цилиндрический флаг на длинном столбе сандалового дерева, часто изображается украшенным лентами . Верх знамени может быть увенчан драгоценностью, исполняющей любые желания. Иногда знамя изображалось похожим на Благой зонт меньшего размера.

Оно устанавливалось на колеснице, за спиной воина и сзади от Чхатры. На каждом стяге была изображена эмблема короля или воина.

Знамя олицетворяет победу над врагами и недругами, демонами и еретиками. Также это символ победы учения Будды над смертью, неведением, всем вредоносным и пагубным в этом мире.

8 – Колесо Дхармы

Как и остальные символы в буддизме , колесо широко почитается последователями Учения Будды и наделяется чудесными свойствами.

Золотое колесо (Дхармачакра) с восемью спицами, разрубающими злобу, невежество и вожделение, символизирует Дхарму и «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни. Правильное воззрение, мышление, речь, поведение, правильный образ жизни, усилие, осознание и правильное созерцание – колесо Дхармачакра олицетворяет все эти аспекты Пути.

Колесо – ранний солнечный символ величия, защиты и творения. Состоит из трех частей: ободка, спиц и оси. Каждая часть соответствует одному из аспектов буддистских учений о духовной дисциплине, мудрости и концентрации.

Ось соотносится с духовной дисциплиной, закаляющей и стабилизирующей разум. Спицы – это мудрость, побеждающая невежество. Обод – бесконечная концентрация в медитации, которая приводит в движение остальные аспекты учения и жизни.

Часто Дхармачакра изображается с четырьмя «завитками радости», которые направлены в ту же сторону, что и завиток на раковине. Обод может изображаться простым золотым кольцом или с каймой, богато украшенной драгоценными камнями. Иногда Дхармачакра изображается с драпировкой из шелковой ленты или покоящейся на цветке лотоса.

Аштамангала. 8 священных символов Буддизма

ЧТО: 8 драгоценностей, 8 благоприятных знаков, 8 священных символов.

На санскрите 8 буддийских драгоценностей звучат как Ashtamangala (аштамангала), ashta - восемь, mangala - священный. Они символизируют соответствующие качества достигшего просветления, одновременно олицетворяя награды, получаемые при достижении каждого из этих качеств.

ГДЕ: Обладая глубоким символизмом и связью с сутью Учения, 8 благоприятных знаков стали мощными энергетическими структурами и превратились в йидамы каждый в отдельности. Сегодня 8 священных символов можно встретить в каждом буддийском монастыре, в украшениях ритуальных предметов, в тхангках, в древних и современных буддийских орнаментах.



КАКИЕ:

Драгоценный зонт (chhatra ) символизирует благородную лёгкость, безграничную свободу и защиту, расширяющиеся возможности для принявших прибежище в Дхарме. Как зонт защищает от дождя и солнца, так и священный зонт ограждает ум от излишней горячности, ложности и страданий сансары. Ещё один смысл - достигший просветления принимает на себя ответственность за всех живых существ и несёт зонт благих деяний, дабы оградить их от страданий трёх высших и трёх нижних миров.

В физическом плане зонт представляет понятие богатства и благородства, так как ранее такой зонт-балдахин и того, кто будет его носить, могли позволить только богатые, знатные люди.

Золотые рыбы (matsya ) - очень древний символ богатства и изобилия. В Буддизме символ безграничных богатств, находящихся в водах океана Учения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий. И как рыба погружается в воду и плывет все дальше, так и практикующий на знает страха и может свободно плыть в водах океана страданий.

В физическом плане рыбы являются символами богатства и плодородия, так как в чистых озёрах водится много рыбы.

Драгоценная ваза (bumpa ) является вместилищем реализаций, которые рождаются из достоинств и добродетелей. В физическом плане - символ долгой жизни, процветания и всех добродетелей.

Лотос (padma ) символизирует избавление от всех омрачений и освобождение. Как лотос рождается из мутной воды болота, прорастая прекрасным цветком, так и человек, очистивший от омраченйи сансары своё тело, ум и речь достигает освобождения, чтобы явить миру благость своих деяний.

В физическом плане - это чистота, возвышение просветленного ума над заблуждениями.

Раковина (shankha ) символизирует глубокий, громкий и мелодичный звук Учения. Подобно тому, как звук раковины беспрепятственно разносится на далёкие расстояния, Учение распространяется повсеместно, достигая глубин человеческого сердца и пробуждая их ото сна невежества.

Священный/бесконечный Узел (shrivatsa ) - геометрическая диаграмма, которая символизирует природу реальности, где всё взаимосвязано и существует только как часть кармы и её последствий. Не имеющий начала и конца, Узел представляет бесконечную мудрость Будды и связь между состраданием и мудростью. Также, раскрывает иллюзорный характер времени и долгой жизни, которые по сути бесконечны.

Победоносное знамя (dhvaja) олицетворяет окончательную победу Учения Будды над смертью, невежеством, демонами, омрачениями и всем негативным в мире.

Колесо Дхармы (Dharmachakra ) - это колесо Дхармы, колесо закона. Спица означает Мудрость, опыт, сосредоточение, ось - нравственность. Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни:

1. Правильное воззрение.
2. Правильное мышление.
3. Правильная речь.
4. Правильное поведение.
5. Правильный образ жизни.
6. Правильное усилие.
7. Правильное осознание.
8. Правильное созерцание.

5 (100%) 2 vote[s]

Символы буддизма. Редкие предметы тантрических практик Тибета. Буддизм одна из древнейших мировых религий культуры Востока, признан самыми различными народами с совершенно разной культурой и традициями.

Распространен в Индии, Китае, Японии, Корее, Непале, Тибете, Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии, Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Бутане, Вьетнаме, Сингапуре, Малайзии и других странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

Рассказывать тему буддизма и вдаваться в тонкие подробности и различия философского учения «Просветлённого Будды» мы не будем, вся суть обзора сводится к очень редким и необычным антикварным предметам религиозного культа Тибетский буддизм, и краткого описания.

Символы буддизма. Серебряный Тибетский Будда, иногда и он не обходится без сексуального наслаждения

Морские ритуальные белые раковины были использованы еще в незапамятные до буддийские времена. Почти все традиционные Индийские герои обладали своей собственной раковиной, используемой как боевой рог.

Например раковина Девадатта, принадлежавшая Арджуне, главному герою Махабхараты, издавала мощнейший звук, приводивший в ужас врагов.

Раковина — это символ богатства, силы и величия, ее всепроникающий звук разгоняет злых духов, предотвращает природные бедствия, усмиряет опасных существ. Одним из главных атрибутов Вишну была раковина Панчаяна, символизирующая акт создания из первичных вод.

Звучание ее также имело глубокий смысл — издаваемый звук похож на священный звук Аум (Ом), от которого все произошло. Внутренние пропорции раковины представляют собой загадочную Божественную Пропорцию (или Золотое Сечение), являющейся идеальным выражением порядка и красоты нашей вселенной.

Классическая пурба это трехгранный кинжал с коротким лезвием и массивной, богато украшенной рукояткой.

Тройное лезвие пурбы означает победу над основными мешающими чувствами - гневом, неведением и привязанностью, а также контроль над прошлым, настоящим и будущим.

Как высшее оружие, иссекающее ненависть и гнев и наносящее удар по демоническим препятствиям, пурба проявляется в своей наиболее насыщенной и символичной форме как Ваджракилая с тремя головами, шестью руками и нижней частью тела в виде пылающего трёхстороннего лезвия острого кинжала.

Символы буддизма. Ритуальный символический нож в форме полумесяца, отсекающий неведение. Лезвие символизирует мудрость. В тибетском буддизме существует 17 форм изогнутого ножа. Пламенный нож дигуг защитника Дордже Бернагчена увенчивает рукоять с золотым центральным ядром и половиной Ваджра , украшают языки пламени и пасть мифического животного – макары указание на мощь и защиту.

Дигуг символизирует в целом отсечение главного корня обусловленного существования — неведения и иллюзии эго, является проявлением мужского принципа — активности (поэтому обычно находится в правой руке). Атрибут активной мудрости многих Йидамов.

Символы буддизма. Главный символ тантрического буддизма, или ваджраяны , откуда и происходит его название. В древнем индуизме ваджр - скипетр бога-громовержца Индры.

В буддизме ваджр представляет несокрушимую силу и символизирует неизменную и неразрушимую природу Просветленного ума, чистую истину Дхармы. Ваджр — мужской символ, аспект сострадания, блаженства и искусных средств на пути к Просветлению.

Как ритуальный предмет, ваджр бывает нескольких видов. Самые распространенные — пятиконечный и девятиконечный ваджр. У первого пять концов с одной стороны представляют пять омрачений, которые очищаются в пять видов мудрости.

Центральный шарик символизирует, что в состоянии Просветления между ними нет разницы с точки зрения абсолютной истины. Девятиконечный ваджр символизирует девять путей Древней тибетской школы (Ньингма).

Старинный Тибетский антикварный навесной замок в виде карпа, необычность формы замка с первого взгляда приковывает своим вниманием глаза.

Тибетская маска сделанная из человеческого черепа, используемый для ритуальных целей как в индуистской, так и в буддистской тантре.

В Тибете капала зачастую богато украшались золотом и драгоценными камнями, но в данном случае мастера в этой ритуальной маске сделали исключение.

Само слово «будда» происходит от санскритского корня budh, что значит «постигать, осознавать, пробуждаться, излечивать сознание». Оно означает духовно пробудившихся сущностей, освободившихся от «смерти живущего».

Рожденный в Непале около 563 года до н.э. принц Сиддхарха Гаутама Шакьямуни жил в роскоши, полностью изолированный от внешнего мира.

Однажды ему пришло в голову посетить город. Его отец хотел скрыть от него неприглядность и безобразие города и остального мира, но тот все же увидел старость, болезни и смерть - бренность мира.

Для него стала шоком встреча с отрешившимся от мира собирающим милостыню аскетом, который заявил, что принц должен последовать ему и вести такую же жизнь.

Принц сбежал из дворца и стал скитаться по миру. За долгие годы скитаний он создал вероучение, которому до сих пор следуют многие миллионы его последователей.

Брахманы были врагами его учения, так как считали его еретическим, поскольку Будда не признавал духовного прио­ритета брахманов, осуждал их веру в священное действие ведических ритуалов, слепую преданность каждому слову Вед и жертвоприношение животных, отрицал кастовое неравенство и всем этим подрывал авторитет жреческого сословия. После того как буддизм перестал быть опасным для брахманов и ввиду того, что он имел большое влияние на индуизм и значительно видоизменился под воздействием последнего, Будда был признан аватарой Вишну и включен в пантеон индуистских божеств. Однако буддисты этому противятся.

Фигуры Будды чаще всего встречаются в сидячей позе падма - асана, на лотосовом пьедестале, ноги скрещены и ступни покоятся на бедрах.

Если он поучает дхарме, то глаза его закрыты; меж бровей у него расположена небольшая выпуклая точка символического значения, иногда из драгоценного камня, называемого урна, или тилак (первоначально она была в виде завитка волос). Мочки ушей сильно вытянуты вниз.

Считается, что Будда всегда противился тому, чтобы его образ был запечатлен, так как не желал, чтобы из него как из человека делали символы поклонения.

Ниже перечислены основные Буддийские Символы :

С давних времен знаками, олицетворяющими Будду, считались такие символические предметы, как Колесо с восемью спицами и Дерево Бодхи.

Колесо с восемью спицами, или «Дхармачакра» на языке санскрит, символизирует вращение Буддой Колеса Правды, или Колеса Закона («дхарма» - правда, закон;«чакра» - колесо). По легенде вскоре после того, как Будда достиг Просветления, к нему явился с небес бог Брахма и повелел Будде учить людей, дав ему Дхармачакру.

Первая проповедь Будды, состоявшаяся в Оленьем парке в городе Сарнат, называется «Дхармачакра Паривартан», а мудра проповеди называется «мудра Дхармачакры». Будду также называют Вращателем Колеса - вращая колесо, тем самым начиная новый цикл своих учений, он впоследствии переворачивает судьбу. У Дхармачакры восемь спиц, каждая символизирует восьмеричный благородный путь. В центре Колеса находятся три сегмента, которые олицетворяют Будду, Дхарму и Сангху.

Дхармачакра может также быть разделена еще на три части, каждая из которых будет олицетворять составляющие буддистского учения - ступицу колеса (культуру поведения), спицы (культуру мудрости) и обод (культуру медитации).

Очень часто над входами в буддийские монастыри помещают изображение Дхармачакры, окруженной оленями, - это символ присутствия учения Будды в таких монастырях.

Символ дерева Бодхи связан с представлениями о дереве, под которым Будду посетило Просветление.

После шести лет скитаний по деревням Будда оказался в лесу на берегах реки Наранджара, недалеко от места, где сейчас находится город Бодх-Гая. Сидя под деревом Бодхи в глубокой медитации, он наконец осознал свою истинную природу. Следующие семь дней Будда провел под тем же деревом, познавая ощущение свободы и постигая размах своих новых знаний. Следующие четыре недели Будда проводил под другими деревьями - баньяном, деревом мукалинда и раджаятана, а затем снова под баньяном. С каждой из этих недель, проведенных под деревом, связаны легенды. Дерево Просвещения по латыни называется ficus religiosa - «священное дерево». Также оно известно как трубковое дерево. Буддисты чаще всего называют его деревом Бодхи, или деревом Бо. Слово «бодхи» в переводе с пали означает «просветление». Потомок дерева, под которым сидел Будда, все еще растет в Бодх-Гае, а деревья Бодхи обычно можно встретить в центрах буддизма по всему миру.

Отпечатки стоп Будды

Эти буддийские символы символизируют путь богов, святых или демонических духов и т.д. Отпечатки стоп Будды и Вишну находят по всей Индии. Кюн в книге «Наскальная живопись Европы» говорит, что отпечатки стоп Девы Марии можно увидеть в часовне в Вюрцбурге, а отпечатки стоп Христа - в хижине в Розенштайне, Швабия.

Означают божественное присутствие или посещение святой личности, некоего предшественника, в качестве подсказки для последователя или приверженца. Следы, идущие в противоположных направлениях, означают приход и уход, прошлое и настоящее; прошлое и будущее.

На стопах Будды отпечатались семь вещей: свастика, рыба, алмазный жезл, раковина, цветочная ваза, Колесо Закона, корона Брахмы. Это след божества, за которым должен следовать человек. Ислам: «Если не знаешь пути, ищи, где остались следы его» (Руми).

Пожертвования и подношения

На Востоке практика пожертвований очень распространена. У каждого подношения свой смысл. Так, спички или свечи предлагают, чтобы развеять тьму человеческого невежества, а ладан - чтобы повысить духовность человека. Считается, что практика пожертвований - хороший способ борьбы с жадностью и привязанностью к вещам.

На Тибете почти все виды пожертвований заменены чашами с водой, которые символизируют подношение воды для питья либо омовения ног. Также можно подносить цветы, ладан, спички и свечи, благовония и пищу. Эта традиция берет начало из древнего обычая приема гостей.

Лотос

Важнейший буддийский символ - Лотос символизирует полное очищение тела, речи и мыслей, а также процветание благих деяний и свободы. Лотос, подобно буддисту, проходит многие ступени пути: он растет из грязи (сансара), стремясь вверх через прозрачные воды (очищение) и поднимаясь из глубин, рождает прекрасный цветок (Просветление).

Белый цвет лепестков олицетворяет чистоту, стебель же лотоса подобен учению Будды, которое поднимает разум из грязи обыденного существования и помогает ему очиститься.

Благословенный Узел

Благословенный УзелОлицетворяет собой природу реальности, где все события взаимосвязаны и существуют в виде ячеек кармической паутины.

Не имея ни начала, ни конца, этот узел символизирует бесконечную мудрость Будды, а также единство учения и мудрости.

Колесо Дхармы (Дхармачакра)

Колесо Дхармы (Дхармачакра) олицетворяет учения буддистов.

Согласно легенде Колесо даровал Будде Брахма после того, как Будда достиг Просветления.