Солон - биография, информация, личная жизнь. Реформы солона Солон биография

25.03.2024

Источники

Самым ранним и аутентичным источником о Солоне являются его стихотворения, от которых дошло до нашего времени большое количество фрагментов различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона . Также современными источниками являются его законы. Большинство из них приведены у Плутарха и Диогена Лаэртского . Некоторые законы упоминаются у Геродота , Аристофана , Лисия , Эсхина , Демосфена и Диодора Сицилийского . В древности Солону приписывалось более 100 законов, однако не все они были изданы им . Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. В середине V в. до н. э., по словам Кратина , кирбы находились в очень плохом состоянии , а в конце века законы, вероятно, были скопированы на каменные стелы .

О Солоне кратко упоминают некоторые авторы V в. до н. э., например, комедиографы Кратин, Аристофан и Евполид . Наиболее известны посвящённые ему рассказы в «Истории» Геродота , особенно знаменитый рассказ о разговоре Солона и Крёза в Сардах . В конце V в. до н. э. и в IV в. до н. э. в среде интеллектуальной элиты возрос интерес к идее «отеческого государственного строя», ассоциировавшегося в числе прочих с Солоном . Соответственно, он упоминается в трудах многих ораторов, философов и публицистов (Андокид , Лисий, Исократ , Демосфен, Эсхин) . Платон приписывает ему миф об Атлантиде .

Деятельность Солона занимала большое место в трудах аттидографов, которые дошли до нашего времени в незначительных фрагментах . Этими трудами (в наибольшей степени трудом Андротиона), вероятно, пользовался Аристотель в своих работах . Рассказ о реформах Солона в «Афинской политии» является одним из самых важных источников о них . Плутарх тоже использовал труды аттидографов при написании биографии Солона .

Ранние годы. Происхождение

Солон, сын Эксекестида, родился около 640 года до н. э. в Афинах. Есть также версия, что отца Солона звали Эвфорион. Плутарх передаёт оба варианта, но предпочтение отдаёт общепринятому . Некоторые античные авторы (Диодор Сицилийский , Диоген Лаэртский) ошибочно считали, что он родился на Саламине . По достатку Солон принадлежал к «гражданам среднего круга» , а происходил из знатного рода Кодридов , который ранее был царской династией.

Из стихотворений Солона

Много дурных богатеет, благие же в бедности страждут.
Но у дурных не возьмём их мы сокровищ в обмен
На добродетель, - она пребывает незыблемой вечно,
Деньги же вечно своих переменяют владык!

Так как та ветвь рода Кодридов, к которой он принадлежал, к концу VII в. обеднела, он был вынужден заняться морской торговлей для улучшения своего материального положения . Солон много путешествовал и знакомился с обычаями и нравами других государств . Так как в источниках существуют противоречия относительно морских путешествий Солона, некоторые исследователи подвергают сомнению факт его торговой деятельности .

Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солона он был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихов должна была привлекать внимание слушателей . В своих стихах Солон порицал существующую обстановку в полисе и выдвигал идею эвномии (благозакония) .

Ситуация в Афинах перед началом политической деятельности Солона

В начале VI в. до н. э. Афины были рядовым греческим полисом, отличающимся от других только своими размерами. Он был одним из самых крупных в Греции, а по количеству населения - первым в Элладе. После завершения синойкизма к началу VII в. до н. э. афинский полис стал занимать весь полуостров Аттика . При этом в полис входило несколько городов - кроме Афин, Элевсин , Марафон , Браврон и другие .

Изначально гражданское население подразделялось по родоплеменному принципу . Постепенно появлялось и территориальное деление: каждая фила подразделялась на три триттии, а каждая триттия - на четыре навкрарии. Всего было 48 навкрарий, и они являлись наименьшими территориальными единицами .

Исключительно важную роль во всех сторонах жизни ранних Афин сыграла эвпатридская аристократия. Большинство аристократов бежало в Афины на рубеже II - I тысячелетий до н. э. из завоёвываемого дорийцами Пелопоннеса . Беженцев радушно принимали в Афинах. Один из таких родов (Кодриды-Медонтиды) был последней царской династией. На протяжении «тёмных веков » их власть всё более ограничивалась, пока, наконец, монархия не была ликвидирована .

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система архаического афинского полиса как типичной аристократической республики. Во главе государства теперь стояла коллегия из девяти архонтов , занимавших свой пост в течение года . Между архонтами существовало определённое разграничение функций. Высшим магистратом был архонт-эпоним , архонт-басилей был верховным жрецом, архонт-полемарх - верховным главнокомандующим, остальные - фесмофеты - ведали судебными делами. Очень важную роль в управлении играл Совет Ареопага . В него пожизненно входили бывшие архонты. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью полиса. Также в Афинах существовало народное собрание, но оно не имело значительной роли до VI в. до н. э.

Афинский демос находился в зависимости от аристократии . Растущее закабаление демоса вызывало его недовольство. Внутриполитическая обстановка в Афинах характеризовалась гражданскими распрями. Развернулась острая борьба между аристократическими группировками. На внешнеполитической арене афиняне вели войну с Мегарами за остров Саламин. Межаристократическая борьба и закабаление демоса подрывали стабильность и порядок в афинском полисе .

Войны Солона

Война с Мегарами за Саламин

Из элегии «Саламин»

Вестником я прихожу с желанного нам Саламина,
Но вместо речи простой с песнью я к вам обращусь...
Мы ведь дождёмся того, что повсюду, как клич, пронесётся:
«Родом и он из Афин, сдавших врагам Саламин».
На Саламин мы пойдём, сразимся за остров желанный,
Прежний же стыд и позор с плеч своих снимем долой!

Первым известным из источников событием, в связи с которым упоминается имя Солона, является военный конфликт Афин и Мегар за обладание Саламином . Афиняне, утомлённые этой войной, запретили законом предлагать гражданам продолжить борьбу за Саламин. Солона это удручало, и он притворился сумасшедшим, а потом прибежал на площадь и прочитал при массе народа свою элегию «Саламин», в которой говорилось о необходимости продолжения войны за этот остров .

Затем он сам возглавил экспедицию на Саламин, которая принесла ему полный успех: стратегически важный пункт в Сароническом заливе оказался в руках афинян. Не вполне ясно, в каком статусе Солон командовал ополчением афинян . Должности стратега тогда не было, и, вероятно, он был избран архонтом-полемархом. Правда, достоверно известно, что он позднее был архонтом-эпонимом, а считается, что дважды должность архонта занимать нельзя. Скорее всего, ограничение одним сроком относилось не ко всей совокупности архонтских должностей, а к каждой из них, взятой конкретно .

Вид острова Саламин

Саламинская экспедиция, ставшая блистательным началом политической карьеры Солона, датируется, скорее всего, временем около 600 г. до н. э. Но война, по-видимому, продолжалась ещё несколько десятилетий, приняв вялотекущий характер . Ещё в 60-е годы троюродный брат Солона Писистрат возглавлял экспедицию против мегарян . В конце концов спор о Саламине был вынесен на третейский суд Спарты . Во время обсуждения этого вопроса Солон привёл целый ряд дополнявших друг друга аргументов различного характера, сумев отстоять права Афин на остров. Солон ссылался на дельфийские оракулы , в которых Саламин был назван ионийской землёй, что должно было сближать его с Афинами, а не с Мегарами (Афины населяли ионийцы , а мегаряне были дорийцами) . Он также указывал для оправдания афинских притязаний на пассаж из «Илиады» Гомера , согласно которому царь Саламина Аякс поставил свои корабли рядом с афинскими . Кроме того, он ссылался на то, что в саламинских погребениях трупы лежат по афинскому, а не по мегарскому обычаю, - лицами на запад . В конце концов Саламин удалось отстоять, и этот остров, включённый в состав афинского полиса, неоднократно играл важную роль в его истории .

Первая Священная война

Средняя Греция

Следующим военно-политическим мероприятием Солона было участие в Первой Священной войне. Про этот конфликт известно мало. Согласно исследователю У. Дж. Форресту, это была война некоторых греческих полисов против фокидского города Кирры или Крисы , захватившего Дельфийский храм. Наиболее влиятельными членами антикрисейской коалиции были Фессалия и Сикион , менее влиятельную позицию занимали Афины. По традиции, война продолжалась десять лет (596-586 годы до н. э.). По-видимому, уже в первые годы войны союзники освободили Дельфы . В конце концов Крисы были взяты и разрушены .

Солон выступил инициатором объявления войны Крисам. По его совету члены Дельфийской амфиктионии начали войну . В результате войны отношения Афин и Дельф значительно улучшились, дельфийское жречество стало всячески поддерживать Солона .

В 594 году до н. э. по инициативе Солона были возвращены из изгнания Алкмеониды . Судя по всему, Солон благоволил к ним, стараясь сделать их своими сторонниками .

Реформы Солона

Возможно, к этому времени у Солона уже сложился план преобразований. Чтобы приступить к их реализации, нужно было заручиться высокоавторитетной религиозной санкцией . Дельфийский оракул дал Солону несколько прорицаний, одобрявших его замыслы . К 594 году до н. э. Солон был самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем. Он мог рассматриваться всеми социальными слоями (аристократами, народом, торговцами и ремесленниками) как компромиссная фигура .

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом . Кроме того, ему дали какие-то чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем» , а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство». По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья» . Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны . В то время архонтов назначал Ареопаг, но Солона, вероятно, избрало народное собрание ввиду особой ситуации .

Из стихотворений Солона

Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая -
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, в богозданный град
Вернул назад я многих, в рабство проданных,
Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных
Безвыходной бежавших, уж забывших речь
Аттическую - странников таков удел,
Иных еще, в позорном рабстве бывших здесь
И трепетавших перед прихотью господ,
Всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правом сочетав,
И так исполнил все я, как и обещал .

Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой . Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство . Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства .

Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства . Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе . По другому закону родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать, чтобы он их поддерживал в старости . Он запретил вывоз зерна из Афин и поощрял оливководство . Благодаря мерам Солона оливководство впоследствии превратилось в процветающую отрасль сельского хозяйства . Денежная реформа Солона предполагала замену прежней эгинской монетной единицы эвбейской . Эта мера облегчила торговлю между Афинами, Эвбеей, Коринфом , Халкидикой и Малой Азией и способствовала развитию внешней торговли Афин .

Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда . Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.

Солон, по-видимому, и учредил гелиею . Это нововведение имело наиболее демократический характер . Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся . Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы .

Также Солон учредил ещё один новый государственный орган - Совет Четырёхсот . Его членами были представители четырёх аттических фил, по 100 человек от каждой филы . Совет Четырёхсот был альтернативой Ареопагу. Распределение функций между ними не было точно определено . Согласно Плутарху, Совет Четырёхсот готовил и предварительно обсуждал проекты постановлений для народного собрания, а Ареопаг осуществлял «надзор за всем и охрану законов» .

Солон издал закон о завещаниях . Содержание закона Плутарх передаёт так: раньше «не было позволено делать завещания; деньги и дом умершего должны были оставаться в его роде; а Солон разрешил тем, кто не имел детей, отказывать своё состояние, кому кто хочет» . Солон впервые в афинской истории ввёл институт завещаний . Кроме того, был введён земельный максимум (запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы) .

Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение . Этот свод должен был заменить драконтовский свод; лишь драконтовские законы об убийствах по-прежнему действовали. Новый свод законов должен был оставаться в силе в течение 100 лет, но фактически действовал и после этого .

Реформы Солона представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства .

Путешествие

Из стихотворений Солона

Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен -
Не сократил его прав, не дал и лишних зато.
Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством
Славился, - чтоб никаких им не чинилось обид.
Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,
И никому побеждать не дал неправо других .

После окончания архонтства всё же росло недовольство реформами . Аристократы были недовольны тем, что их права оказались урезанными, демос же считал реформы недостаточно радикальными . С другой стороны, сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании. Однако Солон принципиально не хотел становиться тираном. Он решил действовать по-другому - временно покинуть полис и отправиться в путешествие .

В ходе своего десятилетнего путешествия (593-583 гг. до н. э.) Солон посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. Он побывал в Египте , на Кипре и в Лидии . Сначала Солон посетил Египет, где общался со жрецами . На Кипре Солон подружился с царём Сол Филокипром . Солон побывал и в лидийской столице Сарды . Встреча с царём Крёзом упоминается во многих античных источниках, но невозможна по хронологическим соображениям. Крёз вступил на престол около 560 г. до н. э., а Солон был в Сардах на четверть века раньше . Разговор Солона и Крёза описан, в частности, у Плутарха:

Крёз спросил его, знает ли он человека, счастливее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крезу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли её счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть. «А нас, - воскликнул Крез уже с гневом, - ты не ставишь совсем в число людей счастливых?». Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, - это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения» .

В действительности Солона должен был принимать отец Крёза, царь Алиатт. Возможно, что афинский законодатель общался и с самим Крёзом, в то время царевичем. Есть предположение, что Солон посвятил царевичу одну из своих элегий, которая и могла стать источником аберрации для позднейших авторов .

Возвращение в Афины. Смерть

Около 583 года до н. э. Солон вернулся в Афины. Законы Солона продолжали действовать, и за время его отсутствия не было предпринято попыток отменить или изменить их . Правда, гражданские смуты, на прекращение которых надеялся Солон, продолжались ещё несколько десятилетий. Вскоре после возвращения реформатора архонт Дамасий, намереваясь стать тираном, не слагал с себя полномочий более двух лет, и его пришлось отстранять силой . Роль Солона в описанных событиях не упоминается в источниках, но, вероятно, он выступил решительным противником Дамасия и, может быть, принял участие в его свержении .

Плутарх писал, что после своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни . Однако позднее, в 60-е годы VI в. до н. э. он участвовал в третейском суде, разбиравшем афино-мегарский спор о Саламине.

Хронология жизни Солона

около 640 до н. э. - рождение Солона
около 600 до н. э. - Саламинская экспедиция
596 до н. э. - начало первой Священной войны
594/593 до н. э. - архонтство. Реформы Солона
593-583 до н. э. - путешествие Солона
560-е до н. э. - участие в третейском суде по вопросу о Саламине
560 до н. э. - приход к власти тирана Писистрата. Солон выступает его противником
около 559 до н. э. - смерть Солона

В те же годы начал возвышаться родственник Солона Писистрат. Он начинал свою карьеру в рядах сторонников реформ Солона и позже прославился в Саламинской войне . В 560 году до н. э. , получив от народного собрания разрешение набрать отряд телохранителей, он с помощью этого отряда захватил Акрополь и установил тиранию . Солон пытался противодействовать возрастанию влияния Писистрата, но безуспешно: будущего тирана поддерживало большинство народа . Когда Писистрат, сам себя изранив, заявил, что политические противники пытались его убить, Солон понял его замысел, но народ был не на его стороне . На народном собрании некий Аристон внёс предложение дать Писистрату отряд телохранителей. Несмотря на противодействие Солона, постановление было принято . Когда была установлена тирания, Солон попытался убедить сограждан выступить против Писистрата, но не имел успеха . После этого Солон, по некоторым сведениям, изменил свою позицию и стал советником Писистрата . Никаким преследованиям при тирании Солон не подвергся, хотя и выступал поначалу как её непримиримый противник. К тому же Солон вскоре скончался - в 560/559 г. до н. э.

Относительно смерти Солона в античных источниках есть противоречащие данные. Комедиограф V в. до н. э. Кратин и Аристотель писали, что Солон завещал развеять свой прах над завоёванным им Саламином . По словам Валерия Максима, он умер на Кипре и там же был погребён . Элиан писал, что Солон был похоронен за государственный счёт возле афинской городской стены . Вероятно, эта версия наиболее правдоподобна . Согласно Фанию Лесбосскому, Солон умер в Афинах в преклонном возрасте на следующий год после первого прихода к власти Писистрата . Рассказ о развеянии праха Солона над Саламином, вероятно, просто легенда . Солон был похоронен на одном из афинских кладбищ, скорее всего, на Керамике .

Личность

Личная жизнь

Некоторые авторы писали, что в молодости Писистрат был возлюбленным Солона . Согласно Плутарху , «Солон не был равнодушен к красавцам и не имел мужества вступить в борьбу с любовью, „как борец в палестре “» .

О потомках Солона никаких достоверных сведений нет. По-видимому, Солон просто не оставил после себя никакого потомства. И в последующей истории Афин нет ни одного деятеля, который по прямой линии возводил бы себя к нему . Однако потомки Солона по боковым линиям встречаются, например, глава «Тридцати тиранов» Критий и философ Платон . Они возводили свой род к брату законодателя - Дропиду .

Политические взгляды

Из элегии «Благозаконие»

Благозаконье же всюду рождает порядок и стройность.
В силах оно наложить цепь на неправых людей,
Сгладить неровности, наглость унизить, ослабить кичливость,
Злого обмана цветы высушить вплоть до корней,
Выправить дел кривизну, и чрезмерную гордость умерить,
И разномыслья делам вместе с гневливой враждой
Быстрый конец положить навсегда, и тогда начинает
Всюду, где люди живут, разум с порядком царить.

Реформаторская деятельность Солона сочетала в себе стремление к необходимым преобразованиям и здоровый консерватизм . В своих ранних стихотворениях он порицал обстановку в полисе (в частности, стремление аристократов к несправедливому обогащению, гражданские смуты, закабаление демоса) и выдвигал идею эвномии (благозакония) . Идея эвномии имеет дельфийское происхождение. Для Солона благозаконие означало справедливые законы и сознательное подчинение граждан этим законам .

Солон принципиально ненавидел тиранию. После проведения реформ сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании, но он отказался . В эпоху Старшей тирании, когда во многих греческих полисах к власти приходили тираны, добровольный отказ от единовластия - уникальный случай. Свой отказ он аргументировал тем, что это покроет его имя позором и может погубить его и его род. К тому же он был противником насилия .

Религиозные взгляды

Мировоззрение и религиозные взгляды Солона отражены в его стихотворениях. Он был глубоко религиозным человеком. Исследователь И. Е. Суриков резюмирует данные из стихотворений Солона:

Солон твёрдо верит в благое водительство богов, в их власть над человеческими судьбами. Если счастье и богатство даны человеку богами, то они будут прочными, надёжными, долговременными. То же, чего люди добились помимо воли небожителей, собственной наглостью, в конечном счёте обязательно повлечёт за собой возмездие от Зевса . Конечно, владыка Олимпа подчас не спешит с карой, и это может создать для злодеев иллюзию безнаказанности. Однако рано или поздно справедливость восторжествует: если сам содеявший дурное дело не искупит его при жизни, это искупление ляжет на плечи его детей и более отдалённых потомков. Таким образом, Солон выражает твёрдую уверенность в факте страдания невиновных за преступления предков, полностью признает идею коллективной ответственности рода… видеть в богах причину бед и неудач не следует…: в своих несчастьях виноваты лишь сами люди, тешащиеся напрасными мечтами, имеющие слишком высокое мнение о себе и лишь после того, как на них обрушатся какие-нибудь испытания, приходящие к пониманию необходимости разумной меры во всём .

Поэтический дар

Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солон был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихов должна была привлекать внимание слушателей . До нашего времени дошло большое количество фрагментов его произведений различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона . В любом случае античные и византийские авторы располагали намного большим количеством стихов Солона, чем современные исследователи . Элегия «К самому себе», например, дошла до нас полностью лишь в «Эклогах» византийского писателя Стобея (V в. н. э.), а из элегии «Саламин», имевшей 100 строк, сохранилось три фрагмента, насчитывающие в общей сложности восемь строк .

Примечания

Литература

Источники

  • Аристотель. Афинская полития
  • Валерий Максим . Достопамятные деяния и изречения
  • Геродот . История
  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
  • Диодор Сицилийский . Историческая библиотека
  • Кратин. Фрагменты
  • Плутарх . Сравнительные жизнеописания. Солон
  • Солон. Фрагменты
  • Фаний Лесбосский. Фрагменты
  • Элиан . Пёстрые рассказы

Исследования

  • Бузескул В. П. Солон // История афинской демократии . - СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2003.
  • Карпюк С. Г. Законы Драконта и Солона - пролог демократии // Лекции по истории Древней Греции . - М .: Научно-издательский центр «Ладомир», 1997.
  • Кузищин В. И. Глава VIII. Формирование полисного строя в Аттике // История Древней Греции . - М .: Высшая школа, 1996. - ISBN 978-5-7695-7746-8
  • Ленцман Я. А. Рабы в законах Солона: К вопросу о достоверности античной традиции // Вестник древней истории . - 1958. - № 4.
  • Ленцман Я. А. Достоверность античной традиции о Солоне // Древний мир: сборник статей в честь академика В.В. Струве. - М .: Изд-во вост. лит., 1962.
  • Лурье С. Я. Солон и начало революции в Афинах // История Греции . - СПб. : Издательство С.-Петербургского ун-та, 1993. - 680 с.
  • Сергеев В. С. История Древней Греции. - СПб. : Полигон, 2002. - 704 с. - ISBN 5-89173-171-1
  • Суриков И. Е. Солон и Дельфы // Studia historica. - Volume III . - М .: МГПУ, 2003.
  • Суриков И. Е. Глава II. Солон: певец и творец «благозакония» // Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика . - М .: Наука, 2005. - С. 212-271. - 351 с. - ISBN 5-02-010347-0
  • Суриков И. Е. Законодательные реформы Драконта и Солона: религия, право и формирование афинской гражданской общины // Одиссей. Человек в истории. 2006 . - М .: Наука, 2006. - С. 201–220.
  • Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н. э.) . - СПб. : Гуманитарная Академия, 2002.
  • Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса . - СПб. : Издат. дом СПбГУ, 2004. -

Тирания, как стиль управления государством, в Древней Греции просуществовала сравнительно недолго. Но урон принесла немалый. Она существенно ослабила экономические механизмы и урезала социальные свободы афинян. Чтобы справиться с кризисом, нужны были радикальные меры. Законы Солона были именно тем рычагом, который вернул главный город Греции на путь экономического процветания.

Предыстория

Сельское хозяйство было одной из сильных производительных сил древней Аттики. Но никогда оно не находилось в столь тяжелом положении, как в 7 в. до н.э. Основной причиной кризиса было ростовщичество.

Согласно земля не была отчуждаемой собственностью, но крестьяне могли отдавать себя в рабство за некоторую сумму денег. Если должники не выплачивали вовремя долги, они становились собственниками кредиторов и должны были отдавать им шестую часть урожая. Такие должники назывались пелатами или гектеморами. Быстрое обнищание поставило экономику Афин в катастрофическое положение.

Краткая биография

Солон был выходцем из богатой землевладельческой семьи.

Ко времени своего избрания в народное собрание он уже зарекомендовал себя как поэт и военачальник. Начало своей популярности он положил, отвоевав у мегарян о. Саламин. Его элегии, в которых прославлялись мужество, благородство, бескорыстие, вдохновляли афинян по подвиги. Солон был врагом чрезмерности и несправедливости - именно ему приписывается принцип «все в меру». Хотя стремление человека к обеспеченности и богатству он находил нормальным и благородным - в одной из ранних своих элегий Солон просил муз дать ему материальное благополучие. Но при этом поэт признавал, что добиваться такого благополучия можно лишь честным путем, а богатство, добытое обманом и нечестными поступками - это грех, который жестоко карается Зевсом.

Политическая деятельность

В 594 году Солон был приглашен на должность архонта. Целью такого избрания был ряд экономических и социальных преобразований, способных вывести страну из затяжного кризиса. По законам для столь глубоких изменений требовалось согласие представителей народного собрания - именно оно представляло собой законодательные органы древнего города-государства. Будущее Греции и своих родных Афин архонт видел без тирании, но при этом настаивал на жестком следовании курсу изменений, которые перезагрузили бы социальную и экономическую сферу жизни. Эти перемены должны были перезагрузить власть и отношения в стране. Суть этих изменений представляли законы Солона.

Самым необходимым условием преобразования, по мнению Солона, была отмена долгового рабства. Весь процесс был назван сейсахтейя - освобождение от долгов. Суть необходимых предварительных дел сводилась к следующему:

  • все невольники, ставшие таковыми по условиям самозаклада, получили свободу;
  • земли, ставшие предметом залога, возвращены владельцам;
  • все аннулированы;
  • произведена реформация измерительной системы - все весы и меры в Афинах приведены к единому стандарту.

Данный процесс вызвал возмущение во всех слоях афинского общества. Бедные злились, что не удалось поделить всю землю богачей, а обеспеченные землевладельцы негодовали из-за потери большой части имущества. Впрочем, у жителей Афин не было другого выхода - и они решили и дальше проводить в жизнь законы Солона.

Социальные преобразования

Афинское общество делилось на четыре категории. Первую из них, самую знатную, составляли эвпатриды - богатые потомственные аристократы Афин. Вторую часть составляли всадники, менее родовитые аристократы. В третьей находились зевгиты - ремесленники и торговцы, а четвертую, самую обширную, представляли собой неимущие, но свободные люди Афин феты - работники и крестьяне. Законы Солона смешали эти слои и представили обществу свое видение социальных различий. Отныне право на вхождение в знать имели лишь богатые люди - эвпатриды должны были обладать доходом не менее 500 мер зерна в год, для всадников устанавливалась квота в 300 мер зерна, а зевгиты могли считаться таковыми, собирая в год 200 мер зерна. Все остальные, независимо от рождения, считались свободными жителями - фетами. Так законы Солона заложили в Афинах основы демократии, и отныне рождение в благородной семье уже не считалось привилегией, если это не было подкреплено необходимым капиталом. К тому же существовала реальная возможность выбраться из своего круга благодаря прохождению имущественного ценза.

Выборная система

Реформы Солона сделали возможным следующий шаг к демократическому обществу. Отныне народное собрание (ареопаг) могло состоять из представителей всех слоев населения. Так впервые неимущие могли на собрании решить некоторые насущные вопросы и влиять на управление государством. К тому же каждый участник народного собрания мог быть выбран судьей. Правда, эта должность не сулила ни больших выгод, ни большого влияния - самые насущные вопросы обычно решались на других советах. Наряду с традиционным ареопагом начал действовать другой совет - булэ, или совет 400. В эти законодательные органы входили представители всех четырех сословий древних Афин - по 100 человек с каждого. Новые законы Солона в Афинах предоставляли булэ право предварительного рассмотрения всех поступающих в ареопаг предложений. Таким образом, именно совет 400 определял необходимость проведения тех или иных преобразований в государстве, а ареопаг лишь утверждал такое решение большинством голосов. В ведении ареопага оставался надзор за соблюдением закона и охрана принятых положений.

Изменения в законодательстве

Солон не побоялся сделать важные изменения в законодательном поле Афин. Он отменил большинство правовых норм, установленных предыдущими тиранами, и узаконил новый свод правил, которые изменили отношения в судебной и гражданской сфере. Неизменным он оставил лишь уголовное право - жестокие законы Драконта, касающиеся уголовных наказаний за убийства, прелюбодеяния и воровство, Солон находил достаточными.

Гелиэя

В качестве уступки демосу по решению Солона были созданы новые судебные ораны, назвавшиеся Гелиэя. В новом суде имелись представители всех классов афинского общества. Это создало совершенно новый правопорядок, коренным образом отличавшийся от всех предыдущих. Судебные органы впервые в истории стали работать на всех свободных людей страны. Люди могли рассчитывать на свободное обращение в суд без посредников, выступать в роли свидетеля или быть адвокатами ответчика. Кроме этого, им давалось право преследовать собственных врагов - ранее это разрешалось лишь представителям знати. С другой стороны, новые судебные органы могли лишить любого человека гражданства Афин. Это могло случиться с теми, кто не имел твердой гражданской позиции во время смут и междоусобиц. Люди, лишенные гражданства, были вне закона.

Дальнейшая жизнь Солона

По преданию, законы Солона были написаны на больших деревянных досках (кирбах). Их расположили на большом щите, которые поворачивался вокруг своей оси. За прошедшие столетия дерево рассыпалось в прах, поэтому до сих пор неясно, какие из законов были действительно учреждены Солоном, а какие лишь приписывались ему. Своим законам Солон назначил десятилетний обязательный срок исполнения и выехал из Афин. По некоторым данным, законодатель опасался гнева рассерженных соотечественников - ведь он пошел на компромисс, не оправдав надежд ни богатых, ни бедных. В одной из своих элегий он говорит, что бедные надеялись на полный передел земли, а богатые - на погашение всей задолженности. В сочинениях Плутарха есть одно замечание, приписываемое Солону: «Трудно в великих делах сделать довольными всех».

Под предлогом расширения торговых связей Солон посетил Египет, Лидию и Кипр. До наших дней дошли отрывки впечатлений Солона от посещения дворцы его современника - легендарного Креза. Но политическая напряженность вынудила его вернуться в Афины. Несколько политических партий начали борьбу за власть, и Солон пытался сопротивляться установлению тирании. В конце концов власть в государстве захватил тиран Писистрат. После победы своего политического противника Солон остался в Афинах, но прожил недолго. Его прах был развеян на о. Саламин.

Значение законов

Главное в законах Солона - удачная попытка уравнять права всех граждан, отбросив в сторону вопросы происхождения и родовой иерархии. Решительные действия этого политика сформировали новый политический и социальный уклад в государстве. Новые критерии общественных отношений дали возможность для формирования новой политической элиты - без привязки к старым родовым традициям. Несмотря на хорошее начало, законы Солона не смогли полностью искоренить старые предрассудки. Лишь через 90 лет после солоновских реформ новый политический деятель, Клисфен, продолжил демократические начинания своего предшественника. Клисфен пользовался широкой поддержкой демоса, поэтому смог окончательно подорвать господство аристократов и утвердить власть в государстве на новых, демократических началах.

Солон (Solon) (ок. 640 - после 541 гг. до н.э.). Афинский государственный деятель, законодатель и поэт. В 594/593 г. до н.э. был архонтом, получив эту должность после захвата Салами- на в войне против Мегары. В то время в Афинах сложилась весьма проблемная ситуация, и Солон провел экономические реформы, в частности нацеленные на помощь беднейшим крестьянам, которые нередко попадали в зависимое положение. Он отменил все долги, залогом по которым являлась земля или личная свобода (реформа, известная как сисахфия (seisakhtheia- «стряхивание бремени» [с бедняков]), и запретил гарантию долга личностью должника. Критиковался некоторыми за то, что не перераспределил земельные участки. Возможно, провел еще ряд реформ, таких как начало чеканки аттической монеты, создание системы мер и весов, запрет на вывоз любых сельскохозяйственных культур, кроме оливок, а также предоставление гражданства иноземным ремесленникам. Составил более гуманный свод законов, отменив законы Драконта (за исключением связанных с убийствами). Провел также широкую реформу государственного управления, сделав богатство, а не происхождение основным фактором, обеспечивавшим право на доступ к государственным должностям. Таким образом был нанесен серьезный удар по власти эвпатридов. Разделил граждан на четыре имущественных класса, представители каждого из которых имели право на получение различных должностей. Реформировал ареопаг и учредил второй совет - буле, состоявший из 400 человек. Проведя реформы, Солон 10 лет провел в путешествиях, в числе прочего посетив Египет и Кипр. Вернувшись в Афины, обнаружил город на грани установления тирании. Для объяснения и обоснования своих политических реформ Солон писал элегические и ямбические стихи, которые послужили важным источником для позднейших греческих историков.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 91-92.

Солон (ок. 640 - ок. 556 гг. до н.э.) - афинский законодатель. Происходил из знатного рода Кодридов. В юности получил всестороннее образование, сочинял прекрасные стихи. Его отец Эксекестид истратил на благотворительность значительную часть состояния, поэтому Солон вынужден был заняться морской торговлей, чтобы поправить материальное положение семьи. Частые поездки позволили ему повидать другие страны и города, лучше узнать людей.

В конце VII в. Солону удалось убедить афинскую молодежь отвоевать у соседнего города Мегары остров Саламин, ранее принадлежавший Афинам. В этой войне он проявил себя талантливым военачальником и приобрел среди афинян немалый авторитет. В 594 г. его избрали на должность первого архонта с правами законодателя. За короткое время он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, направленных на восстановление единства афинского общества.

Наиболее важной реформой Солона была сейсахтейя ("стряхивание бремени"), отменявшая поземельную задолженность и ликвидировавшая долговое рабство. Многие афиняне, проданные в рабство за долги, были выкуплены и возвращены в Аттику. Вместе с тем Солон издал закон о свободе завещаний, по которому каждый афинянин получал право завещать имущество по своему усмотрению. Также был осуществлен ряд мер в интересах торговцев и ремесленников: устанавливались твердые меры веса, емкости и длины, эгинская денежная система заменялась эвбейской, разрешалось создание торговых объединений.

Кроме того Солоном была проведена тимократическая, или цензовая, реформа, согласно которой все афиняне делились на четыре разряда по своим годовым доходам от сельского хозяйства. К первому разряду относились пентакосио-медимны, имевшие 500 медимнов зерна в год; ко второму -всадники, обладавшие доходом в 300 медимнов и способные содержать боевого коня на случай войны; к третьему - зевгты, располагавшие 200 медимнами; к четвертому - феты, у которых было менее 200 медимнов. Каждый разряд получал свои права. Так, граждане первых двух разрядов имели доступ к высшим государственным должностям. Однако они несли и обязанности: пентако-сиомедимны выполняли литургии - повинности в пользу государства в виде постройки за свой счет кораблей для флота и организации общественных праздников (например, театральных представлений); представители второго разряда служили в коннице. Из зевгитов формировалась тяжеловооруженная пехота, феты же набирались в ополчение в качестве легковооруженных воинов.

Реформы Солона коснулись также и государственного устройства Афин. Сохранив функции ареопага, Солон усилил роль народного собрания (эклесии). На основе древних четырех фил (племен) был создан новый орган - Совет 400 (буле), в который избиралось по сто человек от каждой филы. В компетенции Совета 400 находились все текущие дела в перерывах между народными собраниями. Большое значение имело учреждение в Афинах гелиэи (суда присяжных), в котором участвовали даже феты.

Таким образом, реформы Солона способствовали частичной ликвидации пережитков родового строя и демократизации афинского общества.
По преданию, Солон взял с афинян клятву не нарушать его установления в течение десяти лет, а сам удалился из Афин, чтобы никто не смог заставить его отменить что-нибудь из реформ. Во время своих странствий он посетил Египет, где жил при дворе фараона Амасиса, побывал на Кипре у царя Филолая, посетил Лидию и другие страны.

Солон известен не только как политический деятель и реформатор, но и как мудрец; античная традиция включает его в число "семи мудрецов". Он был одним из первых аттических поэтов, писал элегии и ямбы; в своей поэзии затрагивал как общественные, так и философские темы, многие из его стихов сохранились до наших дней.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Реформы Солона

Несравненно более крупная победа была одержана афинским демосом в его борьбе с аристократией в 594 году до н. э., когда были проведены так называемые реформы Солона. Выступление на политической арене Солона так описывается Аристотелем: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства».

По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но разорился и, чтобы поправить свои дела, занялся торговлей, в связи с чем побывал во многих городах. Солон и его единомышленники не были заинтересованы в полном сохранении привилегий родовой знати и были склонны к некоторым компромиссам. Главная цель Солона состояла в том, чтобы ценой известных уступок удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путём поднять благосостояние и обороноспособность Афин. Для осуществления этой цели и был проведён ряд реформ: отменены тяготевшие над аттическими земледельцами поземельные долги. Такая мера получила название сейсахтейя, т. е. «стряхивание бремени». Особые камни, поставленные на земле должника, теперь были сброшены в знак освобождения от долгового бремени. Навсегда была отменена долговая кабала, а проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены и возвращены на родину; была установлена свобода завещания, в силу которой выморочное имущество уже не обязательно попадало, как раньше, в род умершего, но каждому было предоставлено право завещать имущество по своему усмотрению. Был также осуществлён ряд мер, поощрявших ремесло и способствовавших развитию торговли.

Наконец, Солоном была проведена так называемая тимократическая, или цензовая, реформа. По этой реформе все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на 4 разряда. В качестве единицы измерения доходов при этом была принята мера ёмкости, применявшаяся для зерна,- медимн. Афиняне, обладавшие годовым доходом от сельского хозяйства в 500 медимнов зерна, были отнесены к 1-му разряду (пентакосиомедимны), обладавшие доходом в 300 медимнов или способные содержать боевого коня - ко 2-му разряду (всадники), имевшие доход в 200 медимнов - к 3-му разряду (зевгиты) и, наконец, с доходом меньше 200 медимнов - к 4-му разряду (феты). Граждане первых двух разрядов пользовались всей полнотой политических прав, но несли обязанности, связанные с наибольшими расходами: первые выполняли литургии, т. е. повинности в пользу государства в виде постройки за свой счёт судов для афинского флота, устройства общественных праздников и т. д.; вторые служили в коннице. Зев-гиты были несколько ограничены в своих правах; они, например, не могли избираться в архонты и, следовательно, попадать в ареопаг. В ополчении они составляли тяжеловооружённую пехоту. Как и прочие воины, они должны были вооружаться за свой счёт. Наконец, феты обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избранными; в ополчении они служили как легковооружённые воины.

Реформы Солона затронули и политическое устройство Афин: на основе древних 4 фил был создан новый орган-«совет четырёхсот», в который избирались по 100 человек от каждой филы. Этот совет существовал параллельно с ареопагом, но отличался от него по своему составу. Если в ареопаге были представлены только высшие имущественные разряды, то в совет четырёхсот могли избираться все, кроме фетов; состав его, следовательно, был более демократичным. Что касается функций этих двух советов, то ареопаг сохранил своё значение, осуществляя общий контроль над государственными делами и, являясь верховным судом; совет же четырёхсот в перерывы между народными собраниями, по-видимому, решал за него текущие дела управления. Народное собрание, в период неограниченного господства эвпатридов почти утратившее всякое значение в политической жизни Афин, теперь вновь стало играть в ней видную роль. Аристотель связывает с именем Солона также учреждение в Афинах народного суда - гелиэи. По его мнению, это была одна из самых демократических реформ Солона, так как в гелиэе участвовали даже феты.

Таким образом, реформы Солона существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин, создали предпосылки для развития рабовладельческой собственности, выдвинули новый принцип имущественного ценза. Всё это, вместе взятое, наносило удар по пережиткам родового строя и господству родовой аристократии, тормозившим формирование афинского рабовладельческого общества.

Реформы Солона, однако, не довели начатого дела до конца и в этом смысле носили компромиссный характер. Высшие слои демоса получили доступ к власти, но ценз определялся доходами с земли, в связи с чем богатые представители демоса должны были делить власть с той же родовой, землевладельческой аристократией. Аттические мелкие земледельцы добились многого: они были освобождены от долгов, избавлены от опасности долгового рабства, многие из бежавших вернулись на родину и, поскольку закладные камни были сброшены, очевидно, вернули себе землю. Общего передела земли демос, однако, не добился. Между тем земледельческая родовая аристократия, вынужденная пойти на уступки, в дальнейшем обнаружила стремление вернуть потерянное и восстановить своё прежнее господство.

Поэтому вскоре после проведения реформы социально-политическая борьба в Афинах возобновилась с новой силой.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 672-674.

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Солон (др.-греч. Σόλων; между 640 и 635 до н. э., Афины - около 559 до н. э., Афины). Афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.

Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.

Самым ранним и аутентичным источником о Солоне являются его стихотворения, от которых дошло до нашего времени большое количество фрагментов различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. Также современными источниками являются его законы. Большинство из них приведены у Плутарха и Диогена Лаэртского. Некоторые законы упоминаются у Геродота, Аристофана, Лисия, Эсхина, Демосфена и Диодора Сицилийского. В древности Солону приписывалось более 100 законов, однако не все они были изданы им. Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. В середине V в. до н. э., по словам Кратина, кирбы находились в очень плохом состоянии, а в конце века законы, вероятно, были скопированы на каменные стелы.

О Солоне кратко упоминают некоторые авторы V в. до н. э., например, комедиографы Кратин, и Евполид. Наиболее известны посвящённые ему рассказы в «Истории» Геродота, особенно знаменитый рассказ о разговоре Солона и Крёза в Сардах. В конце V в. до н. э. и в IV в. до н. э. в среде интеллектуальной элиты возрос интерес к идее «отеческого государственного строя», ассоциировавшегося в числе прочих с Солоном. Соответственно, он упоминается в трудах многих ораторов, философов и публицистов (Андокид, Лисий, Демосфен, Эсхин). приписывает ему миф об Атлантиде.

Деятельность Солона занимала большое место в трудах аттидографов, которые дошли до нашего времени в незначительных фрагментах. Этими трудами (в наибольшей степени трудом Андротиона), вероятно, пользовался Аристотель в своих работах. Рассказ о реформах Солона в «Афинской политии» является одним из самых важных источников о них. Плутарх тоже использовал труды аттидографов при написании биографии Солона.

Солон, сын Эксекестида, родился около 640 года до н. э. в Афинах. Есть также версия, что отца Солона звали Эвфорион. Плутарх передаёт оба варианта, но предпочтение отдаёт общепринятому. Некоторые античные авторы (Диодор Сицилийский, Диоген Лаэртский) ошибочно считали, что он родился на Саламине. По достатку Солон принадлежал к «гражданам среднего круга», а происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией.

Так как та ветвь рода Кодридов, к которой он принадлежал, к концу VII в. обеднела, он был вынужден заняться морской торговлей для улучшения своего материального положения. Солон много путешествовал и знакомился с обычаями и нравами других государств. Так как в источниках существуют противоречия относительно морских путешествий Солона, некоторые исследователи подвергают сомнению факт его торговой деятельности.

Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солона он был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. В своих стихах Солон порицал существующую обстановку в полисе и выдвигал идею эвномии (благозакония).

Реформаторская деятельность Солона сочетала в себе стремление к необходимым преобразованиям и здоровый консерватизм. В своих ранних стихотворениях он порицал обстановку в полисе (в частности, стремление аристократов к несправедливому обогащению, гражданские смуты, закабаление демоса) и выдвигал идею эвномии (благозакония). Идея эвномии имеет дельфийское происхождение. Для Солона благозаконие означало справедливые законы и сознательное подчинение граждан этим законам.

Солон принципиально ненавидел тиранию. После проведения реформ сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании, но он отказался. В эпоху Старшей тирании, когда во многих греческих полисах к власти приходили тираны, добровольный отказ от единовластия - уникальный случай. Свой отказ он аргументировал тем, что это покроет его имя позором и может погубить его и его род. К тому же он был противником насилия.

Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солон был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. До нашего времени дошло большое количество фрагментов его произведений различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. В любом случае античные и византийские авторы располагали намного большим количеством стихов Солона, чем современные исследователи. Элегия «К самому себе», например, дошла до нас полностью лишь в «Эклогах» византийского писателя Стобея (V в. н. э.), а из элегии «Саламин», имевшей 100 строк, сохранилось три фрагмента, насчитывающие в общей сложности восемь строк.

афинский политический деятель и социальный реформатор, поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции

Основным источником наших сведений о Солоне служит «Афинская полития» Аристотеля , а также поздние жизнеописания Солона, составленные Плутархом и Диогеном Лаэртским .

Происхождение и начало политической деятельности

Солон происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. Чтобы поправить свое материальное положение, он в молодости занялся заморской торговлей. Вернувшись на родину, Солон стал поддерживать народ в его конфликте с эвпатридами (афинской знатью), хотя сам принадлежал к их числу.

Война с Мегарами за Саламин

В конце VII века до н. э. Афины воевали с Мегарами из-за острова Саламин. Владевшие островом мегарцы мешали морской торговле Афин, в том числе подвозу хлеба в Аттику. Афиняне захватили Саламин, но не смогли его удержать. Затянувшаяся война не приносила выгоды богатым землевладельцам, у которых было достаточно хлеба со своих полей. Они решили покончить с военными действиями и издали закон, запрещавший под страхом смерти поднимать в народном собрании вопрос о войне за Саламин.

Тогда Солон стал во главе афинских ремесленников, матросов и торговцев - всех тех для кого возможность морской торговли и предотвращение повышения цен на хлеб были крайне важны. Чтобы обойти закон, Солон притворился сумасшедшим, надел на голову шапочку (что предписывалось тогда больным), выбежал вприпрыжку на агору, занял место оратора и стал декламировать свои стихи собравшейся толпе народа. Он призывал:

На Саламин поспешите, сразимся за остров желанный,
Этим с себя и с Афин тяжкий мы снимем позор!

Народ, воодушевленный Солоном, заставил отменить закон, запрещавший вспоминать о Саламине. Войну возобновили, а во главе войска поставили Солона. Под его руководством афиняне сумели овладеть Саламином. О том, как была одержана победа, Плутарх рассказывает ряд легенд.

Реформы Солона

Будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом и айсимнетом, Солон провёл ряд реформ. Прежде всего Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств.

Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет. Эта реформа получила название сисахфия, в буквальном переводе "стряхивание бремени".

Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты). Это деление влияло на службу в войске и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.

Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу.

Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. Любой гражданин мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря. Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на специальных досках, выставленных для всеобщего обозрения на городской площади.

Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Странствования Солона

После проведения реформ Солон на 10 лет уехал из Афин. Как сообщает Плутарх , сначала Солон приехал в Египет и жил в дельте Нила, встречаясь со жрецами, от которых узнал легенду об Атлантиде. Потом он переехал на Кипр к Филокипру, царю города Эпея. Затем Солон по приглашению лидийского царя Крёза побывал в его столице Сардах. Затем Солон вернулся в Афины.

Поздние годы в Афинах

Через 32 года после принятия законов Солона в Афинах установилась тирания Писистрата. Тиран поставил себя выше закона, но отменить Солоновы порядки не решился. После воцарения Писистрата Солон удалился на чужбину, не желая подчиняться тирану. Писистрат, бывший друг и родственник Солона, приветливо звал его домой, и великий мудрец в конце концов помирился с ним и даже издали давал ему мудрые советы, но жить остался на острове Кипре. После изгнания Писистратова семейства афиняне сохранили большинство солоновых законов. Они почитали Солона как основателя афинской демократии.

Поэзия Солона

Солон - один из первых аттических поэтов, писавший элегии и ямбы.